В Свердловской области в марте 2022 года было выдано всего 477 кредитов на покупку новых и подержанных автомобилей, что на 74,5% меньше уровня предыдущего месяца (1 тыс. 872), говорится в исследовании Национального бюро кредитных историй (НБКИ). По оценкам экспертов, резкий обвал этого сегмента кредитования связан с повышением процентных ставок, ростом цен на машины, а также с дефицитом многих моделей на рынке.
Отметим, что в целом по стране число выданных автокредитов за месяц сократилось на 77,4%, до 16,2 тыс. единиц.
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков рассказал, что после повышения ключевой ставки (с 9,5 до 20% в конце февраля) кредиты на покупку автомобилей заметно подорожали.
«Определяющим фактором для падения выдачи автокредитов в марте стал рост ставок в результате санкционного давления. Вместе с тем, помимо санкций, на сокращение выдачи автокредитов также повлиял продолжающийся уже много месяцев дефицит новых автомобилей и запасных частей к ним. Также стоит отметить, что поддержку сегменту автокредитов оказывает активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей, доля заявок на которые в марте превысила 60% от общего числа заявок. При этом общее количество заявок в прошлом месяце снизилось на 51% по сравнению с февралем, а уровень их одобрения составил менее 10%», — заявил А. Волков.
Еще одним негативным фактором для рынка автокредитования является рост цен на машины. По расчетам агентства «Автостат», в марте 2022 года средняя стоимость новых автомобилей на российском рынке выросла на 35-45% по сравнению с февралем.
«Удорожание связано с серьезным падением курса рубля, приостановкой поставок или производства автомобилей и прочими факторами», —
отмечают аналитики «Автостата».
В марте цены повысили сразу 26 производителей. В частности, стоимость автомобилей российского «АвтоВАЗа» увеличилась на 11-47%, корейской Kia — на 24-39%, японских Mitsubishi — на 42%, Mazda — на 35%, Subaru — на 25%, китайских Chery и EXEED — на 45%, французского Peugeot — на 29-50%.
Резкий рост цен на автомобили и их дефицит (связан не только с уходом иностранных брендов с рынка РФ, но и с мировой проблемой нехватки полупроводников) неизбежно привели к снижению продаж в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в марте в стране было реализовано 55 тыс. 129 машин, что на 62,9% меньше уровня аналогичного периода прошлого года. По итогам I квартала в России продали 277 тыс. 332 автомобиля (минус 28,4% к уровню января-марта 2021 года).
Аналитики «Автостата» пока не видят предпосылок для начала восстановления российского авторынка.
«По оптимистичному сценарию, по итогам 2022 года в России могут реализовать 980 тыс. машин, что будет на 35% меньше, чем в 2021 году. Впрочем, при менее благоприятных сценариях развития ситуации падение рынка может быть и более глубоким», — заявил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Важно отметить, что дальнейшая динамика автокредитования будет зависеть не только от ситуации на авторынке, но и от кредитных ставок в экономике. Напомним, 8 апреля Банк России принял решение снизить ключевую ставку с 20 до 17%. Если регулятор в ближайшие месяцы предпримет новые шаги по смягчению монетарной политики, ситуация на рынке автокредитования может заметно улучшиться. Также многое будет зависеть от объемов финансирования льготных госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
Главным негативным драйвером рынка автокредитования в ближайшие месяцы будет снижение объема предложения автомобилей. Известно, что многие крупнейшие мировые автопроизводители объявили об уходе с российского рынка, в частности, заморозили производство и запретили экспорт своей продукции в страну. Если в марте-апреле 2022 года автодилеры продавали еще запасы со складов, то ближе к лету ситуация с нехваткой моделей может стать критической.