Дата: 02.08.2022

Автокредитование вернулось на уровень 2020 года

Автокредитование вернулось на уровень 2020 годаВ Свердловской области за первые шесть месяцев 2022 года выдали автокредиты на общую сумму 7,9 млрд руб. Это на 53,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года (16,9 млрд руб.), говорится в исследовании Национального бюро кредитных историй. По оценкам экспертов, резкий обвал этого сегмента кредитования связан с дефицитом новых автомобилей на российском рынке, а также с временным повышением процентных ставок по кредитам в весенние месяцы.

Отметим, что в целом по стране объем выданных автокредитов в январе-июне 2022 года снизился на 43,3% по сравнению с предыдущим годом — с 541,4 млрд руб. до 307,2 млрд руб.

Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков рассказал, что текущая ситуация на рынке напоминает первую половину 2020 года, когда весь мир столкнулся с последствиями пандемии коронавируса.

«При этом по сравнению с «пандемийным» 2020 годом объемы выдачи кредитов на покупку автомобилей в текущем году даже немного выше. Однако в сравнении с прошлым годом падение выдачи в этом сегменте весьма существенно, и объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей. Здесь также важно отметить, что поддержку сегменту автокредитов оказывает активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей», — заявил А. Волков.

Эксперт также отмечает, что на динамику автокредитования негативно влияет макроэкономическая неопределенность в стране.

«Несмотря на активное снижение Банком России ключевой ставки, ведущее к удешевлению кредитов, ситуация в розничном кредитовании все еще остается неустойчивой и зависимой от экономической ситуации в стране и мире. В то же время восстановлению как сегмента автокредитов, так и всего авторынка будет способствовать возобновление в июле государственной программы льготного автокредитования», — полагает А. Волков.

Еще одним негативным фактором для рынка автокредитования является рост цен на машины. По данным участников рынка, с начала года новые автомобили в РФ подорожали на 25-30%. Это связано с дефицитом новых машин, который возник из-за массового ухода иностранных брендов с российского рынка и нехватки комплектующих (в том числе полупроводников) у компаний, которые захотели продолжить работу в РФ.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в I полугодии 2022 года в России реализовали 370 тыс. 228 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 57,5% меньше, чем за январь-июнь прошлого года.

«В июне 2022 года в РФ продали 27 тыс. 761 автомобиль. По сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года показатель снизился на 82% или на 126 тыс. 792 штуки», — отмечают представители АЕБ.

Аналитики агентства «Автостат» в конце июля опубликовали статистику, которая максимально точно показывает масштаб проблемы нехватки новых машин на российском рынке.

«По итогам I полугодия 2022 года в России было куплено 352 тыс. новых легковых машин и 2,17 млн подержанных. То есть соотношение между ними составило 1:6. Если рассматривать объемы первичного и вторичного рынков по месяцам, то соотношение между ними заметно меняется. К примеру, в январе и феврале оно было на уровне 1:4. В марте начал происходить перекос в сторону б/у машин, когда на 2 новых автомобиля пришлось 11 подержанных (1:5,5). В апреле это соотношение изменилось еще сильнее — на 2 новых купили 25 с пробегом (1:12,5). В мае и июне оно составило 1:12 и 1:11 соответственно», — рассказали аналитики «Автостата».

Очевидно, что будущее российского рынка автокредитования будет связано не только с условиями предоставления таких кредитов, но и со скоростью решения проблемы дефицита новых автомобилей. В текущей ситуации рассчитывать на возвращение к докризисным цифрам крайне сложно. Оставшиеся на рынке машины (в том числе подержанные) заметно подорожали. При этом реальные доходы населения постепенно снижаются.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать