УрБК, Москва, 26.07.2022. Законопроект о создании единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений был раскритикован Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России. В ведомстве считают, что принятие данного нововведения ухудшит ситуацию для участников рекламного рынка. Об этом
сообщает «Интерфакс» со ссылкой на свои источники.
Уточним, что законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» был принят Госдумой 15 июля в первом чтении, несмотря на критику со стороны некоторых парламентариев. Автором документа является депутат Артем Кирьянов. Он обосновывал необходимость принятия данных поправок тем, что иностранные владельцы досок цифровых объявлений (классифайдов) и рекламных конструкций могут злоупотреблять своими возможностями в текущих геополитических условиях.
Предполагается, что единым оператором сможет стать неподконтрольное иностранцам юридическое лицо. Оно бы стало системообразующим в сфере рекламы или входило в такую группу компаний. Также в числе требований к оператору — владение собственными цифровыми рекламными конструкциями на объектах наружной рекламы и транспортной инфраструктуры (остановки, вокзалы, аэропорты). Вдобавок у организации или группы компаний, в которую входит организация, претендующая на статус единого оператора, должны быть исключительные права на IT-программу, которая обеспечит функционирование информационного ресурса размещения информации на цифровых рекламных конструкциях и электронных досках объявлений.
У ФАС же есть ряд претензий к содержательной и технической сторонам законопроекта. Например, в ведомстве считают, что в отношении классифайдов нововведения выходят за рамки закона о рекламе. Также непонятно, для чего предлагается объединить под управлением единого оператора наружную цифровую рекламу и объявления в интернете.
Кроме того, антимонопольное ведомство считает, что принятие законопроекта несет угрозу для других участников рынка, а из-за отсутствия конкуренции произойдет рост стоимости рекламы и конечных продуктов. Вдобавок ФАС уже контролирует содержание рекламы в рамках соответствующего закона. Здесь же предлагается передать функции контроля частной компании, которая сама же является владельцем рекламных конструкций.
Также в ФАС выступили с критикой положения, позволяющего единому оператору без торгов заключать договоры на размещение цифровой рекламы на срок 30 лет. Для остальных владельцев рекламных конструкций срок составляет 5-10 лет. В ведомстве считают этот срок слишком высоким, особенно с учетом того, что это превышает срок службы транспортных средств, на которые в том числе будет устанавливаться реклама. Плюс длительные контракты помешают малому и среднему бизнесу зайти на рынок.
Еще одна претензия к нововведениям — отсутствие обязанности единого оператора согласовывать размещение рекламы с муниципалитетами и соблюдать ГОСТы в отношении рекламных конструкций на недвижимом имуществе.
ФАС приходит к выводу, что появление единого оператора может закончиться тем, что другим игрокам придется прекратить свою деятельность в регионах, где самые привлекательные места расположения рекламы перейдут к привилегированному игроку.