В Екатеринбурге на площадке Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина состоялась презентация уральской паблик-арт программы «ЧО». Мероприятие пройдет в уральской столице третий раз, сменив формат: предыдущие два года «ЧО» было фестивалем. В ходе встречи организаторы рассказали о том, как в этом году будет подано культурное событие, а художники показали эскизы своих работ. Продолжаться паблик-арт программа будет с мая по ноябрь 2022 года. Ее организатором является компания-застройщик «Атомстройкомплекс». Фестиваль проводится совместно с уральским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Екатеринбурге.
«В рамках программы вас ожидает более 50 мероприятий, школа для художников, восемь офлайн арт-объектов, более 20 цифровых объектов, кинопоказы, творческие лагеря», — отметил директор фестиваля Никита Харисов.
О концепции паблик-арт программы рассказал ее куратор Илья Шипиловских. В этом году ее главной темой станет «Вымыслы и промыслы».
«Мне кажется, что одной из ключевых задач фестиваля является популяризация локального наследия региона, а также формирование и развитие локальной идентичности. То есть «Вымыслы и промыслы» — как раз между этими двумя идеями, терминами, в них кроется что-то очень близкое к нам и что-то, что может быть развито, что может задать направление для мысли», — объяснил И. Шипиловских этот выбор.
Вымыслы — это главное, что есть у художника, разъяснил он. Это возможность создать в своей голове некий образ, который в дальнейшем можно передать другим людям. Сотворенные силой воображения вымыслы — это главное, что есть в среде занимающихся искусством людей, подчеркнул куратор. При этом они имеют родство с рассказами, которые пропитывают нашу историю и развитие.
Промыслы, в свою очередь, также кажутся чем-то ушедшим в прошлое, поскольку ассоциируются со старыми ремеслами. Но сегодня люди также занимаются промыслами: продают товары, преподают, создают медиапродукт, рассудил И. Шипиловских. Одна из целей паблик-арт программы — понять, как встраиваются художники в этот ряд.
Следом за куратором слово взяли художники, которые представят свои офлайн-работы. Первой выступила Олеся Ильенок с композицией wall_for_scroll. Это 20 арт-объектов, которые будут состоять из цифровой репрезентации города и различных художественных посланий. Все они будут размещены по городу в качестве альтернативы рекламе. По словам художницы, этот проект будет представлять собой размышление о том, каким могло бы быть уличное искусство, если бы мы жили в цифровом мире.
Следующим продемонстрировали проект «Техногенное гнездо». Оно будет представлять собой нечто вроде беседки, выполненной в форме птичьего гнезда. Сплетен объект будет частично из веток ивы, а частично — из мусора. Художница Вера Ишутинова хочет таким образом порассуждать о том, как в современную техногенную эпоху гнездо может измениться в городе, как переплетать техногенный мир с природным.
Символизировать переход из прошлого в настоящее будет работа «Портал» Красила Макара. Арт-объект выделяется тем, что для него планируется сделать «цифровое измерение». Гость, наведя камеру своего смартфона на QR-код или объект, сможет оказаться в одном из уральских музеев.
Еще одна работа, «Городские идолы» Натальи Пастуховой, посвящена теме идолопоклонничества и ее современного прочтения. Идолы будут посвящены котам и собакам. Такой выбор сделан, чтобы показать, как человечество прошло путь от страха неизвестного до стадии, когда природа стала другом человека. Вдобавок авторы с иронией отмечают, что некоторые люди поклоняются своим домашним любимцам. Новые идолы будут сделаны с помощью 3D-моделирования.
Создать двухметровую голову младенца, частично погруженную в воду, предложила арт-группа LKKL. Их работа так и называется — «Индустриальный младенец». Расположение в воде должно будет символизировать зарождение новой жизни и взгляд в перспективу будущего. Также объект будет иметь связь с искусственными сооружениями для сохранения воды, вокруг которых образовался город.
Еще одну работу, имеющую экологический подтекст, под названием «Вытирайте ноги, проходите!» представит на выставке анонимный автор. Это будет огромный ковер, сшитый из старой баннерной рекламы. Арт-объект будет подчеркивать то, как необходимо давать старым вещам вторую жизнь. Ковер, в свою очередь, будет приглашать гостей войти в Екатеринбург.
Последним выступило арт-объединение «Хо Гуй» с работой «Визмут». Она будет представлять собой инсталляцию, состоящую из керамических табличек, на которых будет изображен интерфейс смартфона, но выполненный в древнешумерском стиле.
«Идея родилась из нашей тотальной технофобии, потому что мы разбираемся в технике хуже, чем мамы, папы, бабушки. Делая такие керамические таблички, мы пытаемся повернуть время вспять, потому что самый быстрый и легкий процесс получить изображение — это сделать скриншот. Получается, что человек делает скриншот со своей картинкой, и у каждого есть свое сакральное изображение. То есть у каждого из вас будет возможность сделать керамический скриншот своего телефона и отправить такую картинку в вечность», — рассказала представительница группы.
О восьмой работе организаторы «ЧО» пообещали рассказать отдельно. Публичная программа мероприятия будет включать в себя презентацию производства арт-объектов, благотворительные акции в помощь бездомным животным, фиджитал-квест, прогулки для бердвотчинга, работу творческого лагеря и многое другое. Первый офлайн-арт-объект планируется представить в начале июня, после чего они будут открываться, предположительно, каждые три недели. При этом организаторы уточнили, что часть объектов будут временными, а некоторые останутся с Екатеринбургом навсегда.