На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель главы Екатеринбурга Андрей Корюков.— Андрей Александрович, как вы оцениваете экономическую ситуацию в Екатеринбурге? — Прежде всего, хочу отметить: у нас кризиса нет. Кризис — это экономическая ситуация, которая характеризуется неуправляемостью процесса. Мы оказались в положении, когда есть серьезные внешние воздействия на экономику. Но в целом ситуацию мы регулируем. Надо отдать должное ковидному 2020 году, который научил нас основным механизмам и принципам воздействия на городскую экономику. Благодаря этому мы знаем, какие результаты получим, применив те или иные стимулы.
Для отслеживания ситуации в экономике были созданы специальные штабы — как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Изменен порядок организации контрольной работы: она будет проводиться в основном камеральным образом, без выезда на местность, и будет носить информационный рекомендательный характер. Негативные меры будут ликвидироваться. Проводится разъяснительная работа, но от наказаний по итогам проверок будем стараться уходить.
В течение марта и апреля мы еще раз пересмотрели перечень инвестиционных проектов, которые мы закладываем в проект бюджета на 2022-20223 годы. Мы исследовали целесообразность всех объектов, их обеспеченность с точки зрения строительных материалов и оборудования, а также источников финансирования. Часть объектов мы перенесли по срокам на 2023 год. В первую очередь это касается объектов, у которых нет окончательного понимания по источникам финансирования из федерального бюджета. Объекты не остановлены, но график работ немножко растянут. Примером может служить стадион «Калининец». Технологические работы на нем должны быть закончены в этом году, а приемка и оплата будут перенесены на следующий.
— Отмечаются ли изменения в доходной части бюджета Екатеринбурга?— Пока таких изменений не наблюдается. По ситуации на конец апреля и налоговые, и неналоговые поступления идут в полном объеме. Не отразился на бюджете и уход иностранных компаний. За I квартал 2022 года бюджет был исполнен по ставшей уже классической схеме: поступления составили 19,6% от годового плана, расходы — 16,8%. Здесь мы повторяем бюджет 2021 года, который был лучшим за всю историю города Екатеринбурга. Полагаю, что серьезные изменения мы сможем увидеть по итогам 9 месяцев 2022 года, не раньше.
— Какие статьи городского бюджета могут быть сокращены в случае падения городских доходов? — Город Екатеринбург не в первый раз проходит через кризисные ситуации. Мы выработали действенные механизмы реагирования на снижение доходов. В случае необходимости снизить расходы мы в первую очередь смотрим на наши инвестиционные проекты, изучаем, все ли они реализуются в соответствии с графиком, у всех ли подрядчиков есть возможность продолжать проекты. Если мы видим, что какой-то проект буксует, подрядчик не может выполнить заявленные темпы, отстает или просто не приступил к работам — именно в этом направлении и будем увеличивать сроки реализации, замедлять финансирование, переносить на следующие периоды.
Пока же могу отметить, что мы провели все конкурсные процедуры на этот год. Все конкурсы разыграны, определены победители. Ни один из подрядчиков не заявляет, что не сможет выполнить работы. Но по итогам I полугодия мы увидим, кто идет в графике работ, а кто и не приступил к объектам. Соответственно, там мы будем принимать решения об изменении сроков финансирования контрактов или о смене подрядчиков. Возможно, там мы увидим, что какие-то объекты и не стоит начинать.
Наша принципиальная позиция в этом вопросе — отказ от заморозки уже реализуемых проектов. В прошлом мы несколько раз шли таким путем. Замораживали стройки на высоком уровне готовности — всегда это оборачивалось очень большими расходами в будущем. Взять хотя бы снесенную в прошлом году гостиницу «Дели». В свое время проект был заморожен, когда оставалось инвестировать 20% от его стоимости. И, как оказалось, навсегда. Другой пример — строительство поликлиники Центральной городской больницы № 1. Мы начали стройку в 2014 году, в 16-м году вывели корпус, и не хватило буквально 15% стоимости объекта. Заморозив объект, мы смогли вновь к нему вернуться только через три года, причем из-за изменения норм и требований пришлось трижды менять внутреннюю планировку уже построенного здания. Так что опыт говорит однозначно: замораживать объекты нельзя. Они могут сдвинуться по срокам, но должны быть завершены.
Далее мы смотрим статьи, которые являются для нас необязательными. Самые защищенные статьи бюджета — это зарплата работников бюджетной сферы, коммунальные расходы, социальные выплаты.
— Ожидаются ли налоговые послабления для бизнеса в этот период? — Все ожидают послабления с точки зрения налогов и отчислений. Но пока на федеральном уровне мы видим только тренд, связанный с поддержкой производителей программного обеспечения и IT-технологиями, как по изменению налога на прибыль, так и отчислений в обязательные фонды. Для нас это важно, так как Екатеринбург становится российской столицей программирования. Сегодня 10 банков, включая Сбер, содержат IT-центры в нашем городе. Это стало возможным благодаря хорошей математической школе, развитости инфраструктуры и работе больших местных IT-компаний.
Всем остальным сферам пока предлагаются рассрочки и отсрочки по платежам в бюджеты различных уровней, в том числе и тех, что идут в бюджет города. Кроме того, в этом году при формировании бюджета мы не увеличивали ставки по налогам и по итогам текущих событий не планируем этого делать в будущем.
По земельным платежам и платежам за имущество запросы на предоставление рассрочки или отсрочки платежа мы рассматриваем в индивидуальном порядке. Общего тренда нет, мы всегда смотрим на состояние организации, ее экономические показатели, есть ли у нее источники средств для погашения платежей в будущем.
— Работаете ли вы с представителями бизнеса? — Сегодня мы активно держим связь с крупными предприятиями, которые определяют развитие экономики города. В первую очередь это строительный бизнес, банковский капитал, военно-промышленный комплекс, машиностроение, торговля, малый и средний бизнес. Именно эти сферы наполняют большую часть бюджета Екатеринбурга. Сегодня наша задача — обеспечить им нормальное существование, помочь реализовать те проекты, которые они ведут. В первую очередь речь идет о проектах строительных, потому что стройка — это отрасль, на которую завязаны целые индустрии — и металлургия, и производство стройматериалов. Большие усилия, прежде всего на областном уровне, предпринимаются для оказания помощи машиностроению, в первую очередь в сфере импортозамещения. Мы настроены на то, чтобы переориентировать потребление оборудования с европейского и китайского направления на наши предприятия. Уже сегодня Уралмашзавод по поставкам фракционного оборудования, дробилок, бурового оборудования занимает нишу Норвегии, Швеции и Германии. Потенциал на наших заводах сохранен, и сегодня они пытаются заполнить освобождающиеся ниши.
— Федеральный законодатель внес изменения в 44 и 203 федеральные законы, определяющие порядок проведения закупок и конкурсных процедур. С чем они связаны и как скажутся на работе муниципалитета? — Я бы выделил следующие ключевые изменения: во-первых, у заказчика, то есть в данном случае у нас, появилась возможность внесения изменений в стоимость контракта, если она не более 30% и не превышает 100 млн руб. В нынешней ситуации, когда резко меняется стоимость стройматериалов и оборудования, это очень важно. Во-вторых, теперь заказчик может вносить изменения в проект без прохождения госэкспертизы, если изменения связаны со стройматериалами и оборудованием. Самый важный для подрядчика момент — увеличение авансов при казначейском исполнении до 50% до 90%, при банковском исполнении — до 50%. Четвертый момент — сокращение сроков оплаты по выполненным контрактам до 7-10 дней.
К сегодняшнему дню мы внесли изменения в соответствующие акты на уровне города. Но, что касается увеличения стоимости уже заключенных контрактов, таких фактов у нас пока не было. Но уверен, что такие обращения появятся, потому что у нас находится в работе очень много крупных инвестиционных проектов, большинство из которых так или иначе завязано на подорожавшие материалы или сегодня вынуждено искать замену оборудованию, которое не может быть получено из-за санкций или проблем в логистике.
— Удается ли обеспечить все инвестпроекты материалами и оборудованием? — Часть наших проектов была рассчитана исходя из поставок определенного оборудования, которое сейчас нам недоступно. Поэтому, как только ситуация начала обостряться, мы вместе с застройщиками начали искать варианты по их замещению отечественными или китайскими аналогами. Одновременно пошел процесс поиска альтернативных поставщиков: например, аналогичное оборудование могло находиться на складах у российских же поставщиков, которые приобретали его под другие проекты, которые сегодня уже не будут реализованы. Каких-то серьезных сбоев по поставкам стройматериалов или оборудования сегодня нет. Но в некоторых случаях намечается заметное увеличение стоимости.
— Какие долгосрочные проекты вы считаете приоритетными для города? — В особом приоритете — развитие транспортной инфраструктуры. Так, уже сегодня в рамках затрат на празднование 300-летия Екатеринбурга нам нужно проектировать трамвайную линию, которая пройдет параллельно Россельбану, зайдет на Светлый, на Северный Химмаш, дойдет до Кольцово и на обратном пути пройдет через «Экспо». Это проект с хорошими скоростными характеристиками и высокими объемами перевозки пассажиров. На его реализацию нас нацеливает и федеральный бюджет, выделяющий средства на масштабные инфраструктурные проекты, которые значительно улучшают жизнь большого числа россиян. Мы считаем, что это именно такой проект. Думаю, что приступить к его реализации мы сможем через два года.
Тем более что у Екатеринбурга есть хороший опыт введения в эксплуатацию новых трамвайных путей. Мы закончили строительство новой ветки в Верхнюю Пышму, сейчас она проходит обкатку: для принятия в эксплуатацию необходимо, чтобы оттаяла земля и по ветке определенный километраж проехал специальный тестовый трамвай. Кстати, на стапелях в Твери уже стоят 10 новых трамваев для этой ветки.
Сейчас мы строим ветку в Академический, проектируем пути в Солнечный, так что у нас есть проекты на всех стадиях готовности.
Параллельно свердловское отделение РЖД активно пропагандирует строительство кольцевой трассы для запуска электрички вокруг Екатеринбурга. Сегодня работает трасса городской электрички от Кольцово до Сортировки, и она очень востребована в утренние и вечерние часы. Есть предложение закольцевать существующие старые железнодорожные пути и пути предприятий для создания единого кольца вокруг города. Где-то для этого нужно построить 200 метров новых путей, где-то — километр. Но задача вполне решаемая. Уже сделаны пробные поездки до Верхней Пышмы, Среднеуральска, Березовска, Сысерти. В целом проект оценивается в 20 млрд руб., он очень интересен и для города, и для области, и для РЖД. Есть очень большая вероятность, что проект будет одобрен. Город в этом проекте берет на себя строительство перронов. Городская агломерация Екатеринбурга нуждается в этой кольцевой дороге.
Фото предоставлено пресс-службой администрации Екатеринбурга