Автодилеры и сервисы заявили о проблемах с поступлением новых запчастей и расходных материалов из стран, которые ввели санкции в отношении России. В связи с этим ремонтникам пришлось отказаться от некоторых брендов, а продавцы реализуют находящиеся на складах остатки, которых хватит на несколько месяцев. Банк России предлагает начать учитывать цену аналоговых автозапчастей при расчете стоимости ремонта по ОСАГО. Импортозамещение способно частично решить проблемы с поставками, но не по всем позициям.
В автотехцентре «Юма» УрБК рассказали, что им стало сложнее получать оригинальные автозапчасти по ряду европейских линеек. В автоцентре «Штерн» (официальный дилер Mercedes-Benz) и вовсе заявили, что «у всех брендов фактически нет поставок из Европы, из Японии».
«То, что есть в Москве, — это продают пока. А будут ли новые поступления — это пока никто не знает. То, что на центральных складах есть у дистрибьютора, — это продается дилерами. Все остальное пока под большим вопросом», — сообщил руководитель отдела запасных частей «Штерна» Вячеслав Соболев.
Похожая ситуация наблюдается и с другими комплектующими, добавил он. Например, у поставщиков нет моторного масла и резины для колес. Имеющиеся на складах запасы пока что могут покрыть потребность клиентов. Хватить их должно на два-четыре месяца в зависимости от автоцентра.
При этом В. Соболев отметил, что пока автодилер не собирается заменять запчасти и другие комплектующие на отечественные аналоги. Это решение если и будет принято, то только когда склады начнут пустеть, уточнил он.
Руководитель отдела снабжения «Юмы» Сергей Тюнин рассказал, что автотехцентру пришлось отказаться от моторного масла ряда европейских брендов, например, Castrol. Помимо проблем с поставками, на рынке наблюдается также значительный рост цен. Так, ряд масел подорожал почти в два раза. Однако в некоторых областях ситуация улучшается.
«По автозапчастям на данный момент цены стабилизируются — поставщики начали их возвращать. Не до прежнего уровня, но тем не менее снижают. Возможно это связано с укреплением курса рубля, а может, с отработкой какой-то логистики», — объяснил С. Тюнин.
Отметим, что с вопросами о ситуации на рынке автозапчастей, моторного масла и колесной резины УрБК обращался также в сеть автосервисов «Римэкс» и к официальному дилеру Volkswagen «Вольф». Но в обеих организациях не смогли предоставить информацию.
Добавим, что на проблему с доставкой автозапчастей также обратил внимание Банк России. Регулятор предложил учитывать стоимость аналогов оригинальных запчастей при расчете цены ремонта по ОСАГО. Такая инициатива предлагается в качестве временной меры из-за проблем с логистикой и неопределенностью цен.
Данный способ расчета будет применяться только для машин из недружественных стран. Если транспортное средство произведено в государстве, не вводившем санкции в отношении России, стоимость ремонта будет рассчитана с учетом цен на оригинальные запчасти. И только при их отсутствии на рынке — на основе стоимости аналогов.
«Использование цен аналогов даст возможность пострадавшему в аварии получить деньги и отремонтировать машину пусть не оригинальными, но новыми деталями», — отметили в Банке России.
Однако данная мера предполагает снижение качества ремонта. С. Тюнин отметил, что если сравнивать европейские и азиатские запчасти, то последние уступают оригиналам. Но в отношении масел обращаться к отечественным аналогам — рабочий вариант, добавил он.
«Думаю, что только импортозамещение нам поможет. Масло состоит из двух основных компонентов — это присадки и само базовое масло. Базовое масло делают те же «Лукойл», «Газпром». А по присадкам есть несколько мировых заводов, где все они делаются. И только за счет этого у нас и возникают проблемы с маслами», — рассудил представитель «Юмы».
С его точкой зрения не совсем согласен В. Соболев. По его мнению, импортозамещение не способно оперативно решить вопросы поставок — лишь по некоторым позициям.
«Но если смотреть в общем, то, естественно, всю потребность не покрыть. Поэтому тут вариант — искать альтернативные поставки, чтобы это ввозилось в обход санкций. Может быть, сделать таможню менее требовательной, чтобы это все ввозилось легче», — предположил руководитель отдела.
Также отметим, что, по прогнозам экспертов, в 2022 году произойдет падение продаж как новых, так и подержанных автомобилей. В «Автостате» предполагают, что на первичном рынке оно составит 50-70%, а на вторичном — 10-30%. В сети автосалонов Fresh Auto ожидают падения на 50% и 30% соответственно. Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Алексей Калицев при позитивном сценарии прогнозирует снижение продаж новых автомобилей на 50%. Продажи упадут из-за нехватки поставок от зарубежных автоконцернов, а также уменьшения покупательной способности населения, считают эксперты.