VIP-Интервью
18.03.2022

Игорь Сутягин: Большая прибыль не является самоцелью для МУПов

Игорь Сутягин: Большая прибыль не является самоцелью для МУПовНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил первый заместитель главы Екатеринбурга Игорь Сутягин.

— Игорь Евгеньевич, из чего сегодня состоит муниципальное имущество Екатеринбурга?

— Екатеринбург — уникальный город, которому удалось сохранить очень большие объемы муниципального имущества. В то время как другие российские города за последние годы успели приватизировать большую часть своего имущества, и им сдавать в аренду сегодня просто нечего. Мы до сих пор владеем и управляем более чем 65 тыс. объектов. В их число входят как помещения, непосредственно используемые администрацией города, так и большое число жилых и нежилых помещений, которые мы сегодня сдаем в аренду. Так, в собственности муниципалитета находится большое число квартир, которые мы сдаем по договорам социального найма. Город владеет земельными участками, объектами в стадии незавершенного строительства, имуществом, закрепленным на праве оперативного управления муниципальными предприятиями и их собственными активами. В целом это очень большой объем.

— Насколько эффективно используется сегодня городское имущество? Есть ли простаивающие объекты?

— Основная задача муниципалитета — чтобы у каждого нашего объекта был пользователь. На практике так получается не всегда. Сегодня у города имеется порядка 350 помещений, которые не используются нами для решения вопросов местного значения и не могут найти арендатора. Их реестр есть на сайте администрации города в разделе «Деловая жизнь». От 65 тыс. объектов в нашей собственности 350 пустующих — это относительно немного. Так что в целом мы оцениваем использование нашего имущества как эффективное. Благодаря аренде ежегодно в городской бюджет поступает 580 млн руб. Это достаточно приличная сумма.

При этом нужно заметить, что абсолютное большинство из пустующих — это подвальные и полуподвальные помещения в жилых домах. В свое время на них было зарегистрировано право муниципальной собственности, и сегодня ими распоряжаемся мы. Но из-за специфики этих помещений, во многих из которых нет ни ремонта, ни отопления, ни воды, ни удобств, ни сдать, ни продать мы их сегодня не можем. Разместить в них что-то полезное для города также затруднительно: по действующему законодательству даже клубы в них располагаться не могут. Время от времени, очень постепенно, находятся желающие арендовать или купить то или иное помещение, но случается это не часто.

— Насколько ставки на аренду и продажу муниципальных помещений отличаются от рыночных?

— Раньше существовала практика, при которой город мог самостоятельно рассчитывать и устанавливать ставки аренды на муниципальное имущество и начальную цену на аукционе при продаже муниципальной собственности. При этом мы исходили из базовой ставки аренды, различных коэффициентов и рыночной ситуации. Сейчас требования законодателя изменились, и мы вынуждены использовать рыночные ставки, которые нам рассчитывают независимые оценщики, которых мы привлекаем на конкурсной основе.

Если говорить о том, как наши ставки коррелируют с теми, что существуют на рынке, то бывает по-разному: наши предложения могут оказаться и выше, и ниже рыночных. Но частные собственники подобных площадей всегда выигрывают в гибкости: они могут пойти навстречу арендатору, сформировать ему индивидуальное предложение или повысить цены при изменении рыночной ситуации. Мы здесь находимся в очень жестких рамках: даже если в результате аукциона не нашлось желающих арендовать или выкупить наше помещение, мы не можем снизить установленную цену. Любое изменение требует повторного конкурса на оценку.

Но не стоит забывать, что у города есть блок имущества, предназначенного для поддержки малого предпринимательства. Он находится в отдельном реестре, и там установлены иные, более льготные, условия его предоставления в аренду. Кроме того, по 159-му федеральному закону предусмотрены и льготные условия выкупа этих помещений бизнесом, в том числе с применением рассрочки на семь лет. И у нас ежегодно от 70 до 100 объектов приватизируется по этому закону.

— Каковы планы по приватизации городского имущества на ближайший год?

— Основная государственная стратегия в области муниципального имущества подразумевает, что все, что необходимо нам для решения вопросов местного значения, должно быть в собственности городской казны. Все, что мы непосредственно не используем, должно быть сначала сдано в аренду и со временем продано для получения дохода. И процесс этот сегодня активно идет. И вполне возможно, что в будущем мы окажемся в ситуации, когда все наше «непрофильное» имущество будет приватизировано. Но наступит этот момент еще не скоро.

Пока же мы действуем в рамках программы приватизации, утвержденной постановлением главы города. Ежегодно в нее вносятся изменения, формируются планы по приватизации на год. Этот год исключением не стал. Уже определен перечень объектов, которые мы будем продавать на аукционах по 77 и 159 федеральным законам. При этом доходы от приватизации мы планируем на уровне прошлого года, то есть порядка 800 млн руб.

— Как вы оцениваете работу основных муниципальных предприятий города?

— Мы очень часто дискутируем с депутатами Екатеринбургской городской думы о критериях оценки эффективности работы городских МУПов. Часто мне приходится сталкиваться с мнением, что главный критерий — это большая прибыль. Я с такой точкой зрения не согласен. Муниципальные предприятия создаются для решения социально значимых задач, с которыми город не может справиться иными методами. И с этой точки зрения наши МУПы эффективны.

Давайте посмотрим на Гортранс и метрополитен. Перед ними стоит задача бесперебойного обеспечения транспортных потоков, невзирая на экономические проблемы. В 2020 году мы столкнулись с резким снижением трафика в общественном транспорте во время ковида. Любой коммерческий перевозчик просто сократил бы число маршрутов или вовсе ушел с линии, иначе бы просто разорился. Но для МУПа главное не прибыль, а обеспечение транспортной связности. Та же ситуация с МУП «Водоканал» — он обеспечивает город водой, несмотря на любые сложности.

Пожалуй, самый показательный пример: два муниципальных предприятия, которые оказывают банные услуги населению в тех районах города, где у нас не все дома, к сожалению, оснащены ванными комнатами. Эффективны ли эти банные комплексы с точки зрения прибыли? Конечно, нет. Эффективны ли они с точки зрения обеспечения людей возможностью помыться? Да, эффективны. Пройдет какое-то время, мы от них можем отказаться, но пока это невозможно.

— Ожидает ли городские МУПы изменение формата их работы, приватизация?

— В России вступил в силу 485-й федеральный закон, который прямо устанавливает, что к 1 января 2025 года статус МУПа могут сохранить только те предприятия, которые работают на неконкурентных рынках. Из 20 действующих МУПов у нас останется три или четыре. Это будут Водоканал и предприятия, обеспечивающие работу электрического подвижного состава, — метрополитен и Гортранс.

Мы составили соответствующую дорожную карту по реорганизации МУПов, согласовали ее с Федеральной антимонопольной службой. Согласно этому документу, все остальные наши муниципальные унитарные предприятия будут превращены в ОАО или ООО, стопроцентным собственником которых будет Екатеринбург. Первыми МУПами, преобразованными в ООО со стопроцентной долей участия муниципалитета, стали наши фармацевтические предприятия. Вопросы о дальнейшей приватизации — это дело будущего, пока о них говорить рано.

— Как будут организованы концессии с участием городских предприятий, прежде всего Гортранса и Водоканала?

— Действительно, мы достаточно долго, несколько лет, вели работу по подготовке концессионного соглашения по Гортрансу, сегодня оно находится в высокой степени готовности. Технически там понятно все: мы определили перечень объектов, которые передаем в концессию, и провели их техническую инвентаризацию и паспортизацию, отработали всю техническую документацию. Но одним из условий его заключения было предоставление концессионеру федерального гранта на обновление транспортного парка. Без этих федеральных денег соглашение перестает быть интересным и прибыльным для бизнеса. Сейчас выделение этих средств под большим вопросом. Кроме того, очень дорогими стали и кредитные ресурсы. Мы ждем разрешения ситуации. Инвесторы взяли паузу.

Что касается Водоканала, то там с концессионной инициативой к нам предметно никто не обращался. Но мы ведем плановую работу — паспортизацию и инвентаризацию объектов, изучаем, что и на каких условиях можно передать в концессию. Но пока ни финансовая модель, ни условия не прорабатывались в связи с отсутствием интересантов. Схожая ситуация складывается и вокруг Горсвета: разговоров много, но реальных предложений пока нет.

— Какова стратегия муниципалитета в отношении памятников культуры местного значения, находящихся у него в собственности?

— Такие объекты у нас в собственности есть, и стратегия в их отношении была не раз озвучена городской администрацией: наиболее значимые объекты, назначение и использование которых нам понятны, должны оставаться в муниципальной собственности, и мы будем их восстанавливать и реставрировать за счет бюджета. Продавать и отчуждать мы их не будем.

Есть объекты, которые сдаются в аренду. Бремя их содержания несут арендаторы. Есть неиспользуемые объекты. Их мы готовы передавать новым собственникам, при условии что они вложатся в ремонт и реставрацию.

Прекрасным примером может служить Синара-центр, проданный за 1 руб. Сегодня здание, находившееся в руинированном виде, превратилось в прекрасный архитектурный ансамбль, который работает на благо города. Инвестиции туда составили 2 млрд руб. Другой пример — дом Рязанова и флигель, расположенные возле бани на улице Куйбышева. Новые собственники банного комплекса «Сандуны» сказали нам, что готовы отреставрировать особняк, если он будет передан в их собственность. Мы провели конкурс, процесс пошел. Город получит новые красивые здания.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Екатеринбурга

Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
16.03.2022 В администрации Екатеринбурга оценили эффективность деятельности МУПов

УрБК, Екатеринбург, 16.03.2022. Главным критерием оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий (МУПов) ...

16.03.2022 Власти Екатеринбурга готовы передавать памятники культуры местного значения новым собственникам на условиях ремонта и реставрации

УрБК, Екатеринбург, 16.03.2022. Администрация Екатеринбурга готова передавать неиспользуемые памятники культуры ...

16.03.2022 Доходы Екатеринбурга от приватизации муниципального имущества в 2022 году составят около 800 млн рублей

УрБК, Екатеринбург, 16.03.2022. В рамках программы приватизации, утвержденной постановлением главы Екатеринбурга ...

16.03.2022 Игорь Сутягин: Большая прибыль не является самоцелью для МУПов

На вопросы УрБК ответил первый заместитель главы Екатеринбурга Игорь Сутягин ...

01.02.2011 ЕКУГИ: Процесс отчуждения непрофильных муниципальных активов займет еще несколько лет

УрБК, Екатеринбург, 01.02.2011. В 2010 году в план приватизации Екатеринбургского управления государственным ...