Дата: 18.03.2022

Игорь Сутягин: Большая прибыль не является самоцелью для МУПов

Игорь Сутягин: Большая прибыль не является самоцелью для МУПовНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил первый заместитель главы Екатеринбурга Игорь Сутягин.

— Игорь Евгеньевич, из чего сегодня состоит муниципальное имущество Екатеринбурга?

— Екатеринбург — уникальный город, которому удалось сохранить очень большие объемы муниципального имущества. В то время как другие российские города за последние годы успели приватизировать большую часть своего имущества, и им сдавать в аренду сегодня просто нечего. Мы до сих пор владеем и управляем более чем 65 тыс. объектов. В их число входят как помещения, непосредственно используемые администрацией города, так и большое число жилых и нежилых помещений, которые мы сегодня сдаем в аренду. Так, в собственности муниципалитета находится большое число квартир, которые мы сдаем по договорам социального найма. Город владеет земельными участками, объектами в стадии незавершенного строительства, имуществом, закрепленным на праве оперативного управления муниципальными предприятиями и их собственными активами. В целом это очень большой объем.

— Насколько эффективно используется сегодня городское имущество? Есть ли простаивающие объекты?

— Основная задача муниципалитета — чтобы у каждого нашего объекта был пользователь. На практике так получается не всегда. Сегодня у города имеется порядка 350 помещений, которые не используются нами для решения вопросов местного значения и не могут найти арендатора. Их реестр есть на сайте администрации города в разделе «Деловая жизнь». От 65 тыс. объектов в нашей собственности 350 пустующих — это относительно немного. Так что в целом мы оцениваем использование нашего имущества как эффективное. Благодаря аренде ежегодно в городской бюджет поступает 580 млн руб. Это достаточно приличная сумма.

При этом нужно заметить, что абсолютное большинство из пустующих — это подвальные и полуподвальные помещения в жилых домах. В свое время на них было зарегистрировано право муниципальной собственности, и сегодня ими распоряжаемся мы. Но из-за специфики этих помещений, во многих из которых нет ни ремонта, ни отопления, ни воды, ни удобств, ни сдать, ни продать мы их сегодня не можем. Разместить в них что-то полезное для города также затруднительно: по действующему законодательству даже клубы в них располагаться не могут. Время от времени, очень постепенно, находятся желающие арендовать или купить то или иное помещение, но случается это не часто.

— Насколько ставки на аренду и продажу муниципальных помещений отличаются от рыночных?

— Раньше существовала практика, при которой город мог самостоятельно рассчитывать и устанавливать ставки аренды на муниципальное имущество и начальную цену на аукционе при продаже муниципальной собственности. При этом мы исходили из базовой ставки аренды, различных коэффициентов и рыночной ситуации. Сейчас требования законодателя изменились, и мы вынуждены использовать рыночные ставки, которые нам рассчитывают независимые оценщики, которых мы привлекаем на конкурсной основе.

Если говорить о том, как наши ставки коррелируют с теми, что существуют на рынке, то бывает по-разному: наши предложения могут оказаться и выше, и ниже рыночных. Но частные собственники подобных площадей всегда выигрывают в гибкости: они могут пойти навстречу арендатору, сформировать ему индивидуальное предложение или повысить цены при изменении рыночной ситуации. Мы здесь находимся в очень жестких рамках: даже если в результате аукциона не нашлось желающих арендовать или выкупить наше помещение, мы не можем снизить установленную цену. Любое изменение требует повторного конкурса на оценку.

Но не стоит забывать, что у города есть блок имущества, предназначенного для поддержки малого предпринимательства. Он находится в отдельном реестре, и там установлены иные, более льготные, условия его предоставления в аренду. Кроме того, по 159-му федеральному закону предусмотрены и льготные условия выкупа этих помещений бизнесом, в том числе с применением рассрочки на семь лет. И у нас ежегодно от 70 до 100 объектов приватизируется по этому закону.

— Каковы планы по приватизации городского имущества на ближайший год?

— Основная государственная стратегия в области муниципального имущества подразумевает, что все, что необходимо нам для решения вопросов местного значения, должно быть в собственности городской казны. Все, что мы непосредственно не используем, должно быть сначала сдано в аренду и со временем продано для получения дохода. И процесс этот сегодня активно идет. И вполне возможно, что в будущем мы окажемся в ситуации, когда все наше «непрофильное» имущество будет приватизировано. Но наступит этот момент еще не скоро.

Пока же мы действуем в рамках программы приватизации, утвержденной постановлением главы города. Ежегодно в нее вносятся изменения, формируются планы по приватизации на год. Этот год исключением не стал. Уже определен перечень объектов, которые мы будем продавать на аукционах по 77 и 159 федеральным законам. При этом доходы от приватизации мы планируем на уровне прошлого года, то есть порядка 800 млн руб.

— Как вы оцениваете работу основных муниципальных предприятий города?

— Мы очень часто дискутируем с депутатами Екатеринбургской городской думы о критериях оценки эффективности работы городских МУПов. Часто мне приходится сталкиваться с мнением, что главный критерий — это большая прибыль. Я с такой точкой зрения не согласен. Муниципальные предприятия создаются для решения социально значимых задач, с которыми город не может справиться иными методами. И с этой точки зрения наши МУПы эффективны.

Давайте посмотрим на Гортранс и метрополитен. Перед ними стоит задача бесперебойного обеспечения транспортных потоков, невзирая на экономические проблемы. В 2020 году мы столкнулись с резким снижением трафика в общественном транспорте во время ковида. Любой коммерческий перевозчик просто сократил бы число маршрутов или вовсе ушел с линии, иначе бы просто разорился. Но для МУПа главное не прибыль, а обеспечение транспортной связности. Та же ситуация с МУП «Водоканал» — он обеспечивает город водой, несмотря на любые сложности.

Пожалуй, самый показательный пример: два муниципальных предприятия, которые оказывают банные услуги населению в тех районах города, где у нас не все дома, к сожалению, оснащены ванными комнатами. Эффективны ли эти банные комплексы с точки зрения прибыли? Конечно, нет. Эффективны ли они с точки зрения обеспечения людей возможностью помыться? Да, эффективны. Пройдет какое-то время, мы от них можем отказаться, но пока это невозможно.

— Ожидает ли городские МУПы изменение формата их работы, приватизация?

— В России вступил в силу 485-й федеральный закон, который прямо устанавливает, что к 1 января 2025 года статус МУПа могут сохранить только те предприятия, которые работают на неконкурентных рынках. Из 20 действующих МУПов у нас останется три или четыре. Это будут Водоканал и предприятия, обеспечивающие работу электрического подвижного состава, — метрополитен и Гортранс.

Мы составили соответствующую дорожную карту по реорганизации МУПов, согласовали ее с Федеральной антимонопольной службой. Согласно этому документу, все остальные наши муниципальные унитарные предприятия будут превращены в ОАО или ООО, стопроцентным собственником которых будет Екатеринбург. Первыми МУПами, преобразованными в ООО со стопроцентной долей участия муниципалитета, стали наши фармацевтические предприятия. Вопросы о дальнейшей приватизации — это дело будущего, пока о них говорить рано.

— Как будут организованы концессии с участием городских предприятий, прежде всего Гортранса и Водоканала?

— Действительно, мы достаточно долго, несколько лет, вели работу по подготовке концессионного соглашения по Гортрансу, сегодня оно находится в высокой степени готовности. Технически там понятно все: мы определили перечень объектов, которые передаем в концессию, и провели их техническую инвентаризацию и паспортизацию, отработали всю техническую документацию. Но одним из условий его заключения было предоставление концессионеру федерального гранта на обновление транспортного парка. Без этих федеральных денег соглашение перестает быть интересным и прибыльным для бизнеса. Сейчас выделение этих средств под большим вопросом. Кроме того, очень дорогими стали и кредитные ресурсы. Мы ждем разрешения ситуации. Инвесторы взяли паузу.

Что касается Водоканала, то там с концессионной инициативой к нам предметно никто не обращался. Но мы ведем плановую работу — паспортизацию и инвентаризацию объектов, изучаем, что и на каких условиях можно передать в концессию. Но пока ни финансовая модель, ни условия не прорабатывались в связи с отсутствием интересантов. Схожая ситуация складывается и вокруг Горсвета: разговоров много, но реальных предложений пока нет.

— Какова стратегия муниципалитета в отношении памятников культуры местного значения, находящихся у него в собственности?

— Такие объекты у нас в собственности есть, и стратегия в их отношении была не раз озвучена городской администрацией: наиболее значимые объекты, назначение и использование которых нам понятны, должны оставаться в муниципальной собственности, и мы будем их восстанавливать и реставрировать за счет бюджета. Продавать и отчуждать мы их не будем.

Есть объекты, которые сдаются в аренду. Бремя их содержания несут арендаторы. Есть неиспользуемые объекты. Их мы готовы передавать новым собственникам, при условии что они вложатся в ремонт и реставрацию.

Прекрасным примером может служить Синара-центр, проданный за 1 руб. Сегодня здание, находившееся в руинированном виде, превратилось в прекрасный архитектурный ансамбль, который работает на благо города. Инвестиции туда составили 2 млрд руб. Другой пример — дом Рязанова и флигель, расположенные возле бани на улице Куйбышева. Новые собственники банного комплекса «Сандуны» сказали нам, что готовы отреставрировать особняк, если он будет передан в их собственность. Мы провели конкурс, процесс пошел. Город получит новые красивые здания.

Фото предоставлено пресс-службой администрации Екатеринбурга
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать