Статьи
17.02.2022

Медицина уходит на дистант

Медицина уходит на дистантМинздрав Свердловской области опубликовал приказ, согласно которому жители региона с подтвержденным диагнозом COVID-19 или признаками ОРВИ смогут получить дистанционную консультацию врачей. В документе сказано, что такие пациенты смогут получить дистанционную медицинскую помощь, если их состояние «позволяет проходить лечение и наблюдаться на дому».

Получив информацию о подтвержденном диагнозе COVID-19 или ОРВИ, оператор call-центра должен в течение 24 часов созвониться с больным или его законным представителем и опросить его. После этого назначаются дата и время консультации. При этом пациент может самостоятельно зарегистрироваться на сайте 122.еgоv66.ru и записаться на прием (потребуется полис, номер СНИЛСа и паспорт).

Следует отметить, что введение этого механизма подразумевает возможность дистанционно открыть или закрыть больничный, а заодно получить назначение на препараты.

«Сегодня есть специальный дополнительный приказ минздрава нашего региона, регулирующий телекоммуникационные дела, связанные как раз с открытием больничного листа. Он уже отправлен во все лечебные учреждения. Как только закончится создание технической базы для телеконсультаций, а это произойдет в ближайшее время, этот приказ начнет действовать. Соответственно, он будет дополнительно облегчать работу амбулаторного звена, потому что в ряде случаев просто не нужно будет выезжать к больному. Но это, конечно, рассчитано на тех, кто болеет легко и с минимальной симптоматикой», — прокомментировал во время брифинга заместитель губернатора Павел Креков.

Однако все вышесказанное — это то, как должен выглядеть новый механизм «в вакууме». На деле жители региона продолжают жаловаться на невозможность вызвать врача через телефон 122 или call-центры поликлиник.

«Насчет доступности телефонной связи: я не знаю о каких медучреждениях речь. Вчера вызвала врача по номеру 122. Жду второй день, никто не пришел и не позвонил. Попытки дозвониться в течение двух дней в поликлинику на Опалихинской, 21 остаются безуспешными», — рассказала в комментариях к брифингу жительница Екатеринбурга Ирина.

Там же в комментариях представители минздрава написали ей номер call-центра ЦГБ № 2, к которой относится данная поликлиника, и указали, что время дозвона составляет максимум пять минут. Ирина ответила, что сама дошла до поликлиники, где ей сказали, что никакая информация о пациентке от call-центра 122 не поступала. Минздрав, в свою очередь, заявил, что передача вызовов с телефона 122 ведется в ежедневном режиме, заявки на открытие электронного больничного листа обрабатываются в течение одного-трех дней, а «ожидание в кабинетах неотложной помощи на данный момент практически отсутствует».

Но эти слова противоречат отзывам других жителей.

«Вновь вами созданные call-центры «122» вообще не работают. Несколько раз вызывала врача через номер 122, и ни разу врач не пришел. Когда позволило состояние и пошла выяснять в чем дело, оказалось, что ни один вызов через 122 не был передан в ЦГБ № 2 и тем более в поликлинику, расположенную на Рябинина, 21. И не только мои вызовы. Нас таких оказалось более десяти человек. Только на тот момент разбирательств нас таких в очереди было четыре человека», — говорится в еще одном комментарии.

«У вас есть неотъемлемое право вызвать врача. Но он к вам не приедет», — такой ответ по телефону услышала жительница Екатеринбурга с температурой тела 38 градусов, когда пыталась вызвать медика.

При этом для своего маленького ребенка, который также болел, екатеринбурженке все-таки удалось вызвать доктора на дом.

Отдельно следует сказать, что в течение первой половины февраля в СМИ появилась информация о сбое в информационных системах. Среди «симптомов» — невозможность зарегистрировать граждан на прием к врачу, открывать больничные листы, выписать льготные лекарства и перенаправить заявки с линии 122.

«Он (сбой — прим. ред.) был связан с выходом из строя оборудования сети, где были медицинские информационные системы. Мы достаточно оперативно локализовали проблему в центральном узле. И сейчас уже в частном порядке устраним. Такая работа проведена, готовим план по развитию сети сервисов, чтобы такой ситуации не повторилось», — заявил на брифинге глава регионального минцифры Михаил Пономарьков.

Однако даже если отбросить спор о том, насколько слова региональных властей соответствуют реальности, к формату телеконсультаций есть масса вопросов. Появляются они уже на стадии критериев для проведения дистанционных консультаций. В их числе — установленный диагноз COVID-19 или признаки ОРВИ. Но не совсем понятно, как именно должен подтвердиться коронавирус: частные лаборатории отказываются делать тесты для клиентов, у которых проявляются симптомы, а в государственных все равно должен кто-то назначить тестирование и взять биоматериал для него. Получается, что обращаться за дистанционными консультациями будут только те, кто сделал ПЦР-тест, не имея симптомов, либо те, у кого наблюдаются признаки ОРВИ, но еще неизвестно, что это за заболевание.

Очевидно, что также упадет качество медицинских услуг. Поскольку консультация дистанционная, все, на что сможет рассчитывать врач, это слова пациента. Однако следует понимать, что больные не всегда способны адекватно оценить свое состояние. Вдобавок непонятно, как медик будет проводить измерения при возникновении такой потребности. Если, например, аппарат для измерения давления есть в аптечке большинства граждан, и эту процедуру можно провести самостоятельно, то как быть с сатурацией? Пульсоксиметр есть далеко не у каждого. Или как врач прослушает пациента на предмет хрипа?

В итоге возникает ощущение, что региональный минздрав пытается спешно латать «дыры», возникшие в системе. В частности — справиться с проблемой огромных очередей в поликлиниках. В теории телеконсультации должны помочь врачам и пациентам сэкономить массу времени, поскольку никому не придется куда-то выходить. Но, с другой стороны, в реальности врачи настаивают на личном визите. Вдобавок информацию внутри системы здравоохранения попросту не успевают передавать. Все это усугубляется тем, что ради скорости власти предлагают пожертвовать качеством оказываемой медицинской помощи. В таких условиях наверняка найдется немало тех, кто предпочтет и вовсе ограничиться самолечением. А те же, кто обратится за помощью, часто будут делать это ради формальности в виде получения больничного листа, который надо предоставить на работе.

УрБК будет следить за развитием событий.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
15.02.2022 Минздрав Свердловской области утвердил порядок дистанционных консультаций с врачами для пациентов с ОРВИ и COVID-19

УрБК, Екатеринбург, 15.02.2022. Жители Свердловской области с подтвержденным диагнозом COVID-19 или признаками ОРВИ ...

03.02.2022 Свердловский губернатор предложил открывать больничные листы по телефону

УрБК, Екатеринбург, 03.02.2022. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в своем Instagram опубликовал ...

02.02.2022 Медицинские противоречия

Система здравоохранения Свердловской области не справляется с возросшей нагрузкой ...

03.12.2020 На Среднем Урале начал работу единый call-центр по коронавирусу

УрБК, Екатеринбург, 03.12.2020. С сегодняшнего дня в Свердловской области начал работать единый call-центр по оказанию ...

28.08.2013 Минздрав РФ утвердил нормативы времени приезда «скорой помощи»

УрБК, Москва, 28.08.2013. Министерство здравоохранения РФ опубликовало на своем сайте приказ, регулирующий качество ...