Статьи
15.09.2021

Максим Чиненов: Сейчас налоговая служба стоит на передовой цифрового процесса

Максим Чиненов: Сейчас налоговая служба стоит на передовой цифрового процессаНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил начальник отдела информационной безопасности УФНС России по Свердловской области Максим Чиненов.

— Максим Сергеевич, с чем связано стремление государства выдать юридическим лицам бесплатную электронно-цифровую подпись? Какие задачи, в том числе и фискальные, будет решать эта программа?

— Предпосылкой введения государственной ЭЦП явилась цифровизация нашего общества. Сейчас все больше функций переходит в электронный формат. Это повлекло за собой участившиеся случаи мошенничества с электронной подписью, потому что законодательство было довольно мягким: удостоверяющий центр самостоятельно определял порядок выдачи электронной подписи, допускалась выдача электронных подписей по доверенности.

Были случаи подделки паспортов, злоумышленники получали электронную подпись на номинальных подставных лиц без определенного места жительства, которые предоставляли свои документы и получали ЭЦП. После этого могли создаваться абсолютно любые операции с этой электронной подписью — регистрировались фирмы, в том числе «однодневки» с номинальными директорами, которые потом использовались для обналичивания, мошенничества с НДС. Нужно было с этим что-то делать.

Первым решением стала передача ФНС функций по выпуску электронной подписи для юридических лиц. Также ужесточили требования для коммерческих удостоверяющих центров: для них подняли и уставный капитал, ввели норму о необходимости открыть представительства по России.

— Почему эта функция была поручена именно ФНС?

— Потому что на сегодня ФНС стоит на передовой цифрового процесса, это самое цифровизированное ведомство. Кроме того, у нас были успешные проекты по внедрению цифровых сервисов.

— Как это сказалось на работе ведомства? Было ли у вас создано специализированное структурное подразделение для этого?

— Нет, никакого специального подразделения не создавалось. Но у нас в Управлении есть отдел информационной безопасности, в инспекциях это специалисты по информационной безопасности. Было проведено обучение дополнительных специалистов по работе со средствами удостоверяющего центра, этими силами и осуществляем необходимую работу.

— Есть ли разница между ней и теми подписями, которые выпускают удостоверяющие центры за деньги?

— Разницы никакой нет. Сейчас вообще идет унификация сертификата электронной подписи: раньше были назначения сертификата, например, сертификат для работы на портале Госзакупок отличался от сертификата электронной подписи, и с простым сертификатом зайти на закупки было нельзя, портал его просто не принимал. Сейчас идет процесс унификации: будет единая подпись, которой можно пользоваться на любых государственных порталах как для сдачи отчетности, так и для ведения хозяйственной деятельности.

— Как идет этот процесс?

— Промышленный старт программы намечен на 1 января: к этой дате площадки все должны доработать, чтобы все было без проблем. Насколько я знаю, сейчас уже большая часть площадок работает нормально с нашей подписью, по крайней мере, жалоб нет.

Налогоплательщику для получения бесплатной электронной подписи нужно либо подать заявление через личный кабинет и потом подойти в инспекцию, либо сразу подойти в инспекцию, в любую точку выдачи — у нас по области их 19 — и предоставить простой набор документов. Паспорт, СНИЛС — это обязательные документы, и есть еще ряд дополнительных, которые необязательны, но ускоряют процесс: это ИНН физлица-заявителя, ИНН организации, ОГРН юридического лица. В принципе всю эту информацию мы можем посмотреть самостоятельно, но если заявитель предоставит такую информацию, это ускоряет сам процесс создания подписи.

— Электронная подпись выдается на физическом носителе?

— Да. Заявитель должен принести с собой обязательно носитель для записи электронной подписи. Носитель должен быть формата USB тип А, обязательно сертифицированный ФСТЭК или ФСБ России.

— Они где-то продаются?

— Да, они продаются в коммерческих удостоверяющих центрах, у спецоператоров связи. Кроме того, будет реализована возможность купить токены на месте, в отделениях ФНС ближе к концу года будут поставлены вендинговые аппараты.

— То есть полностью в электронном виде ее получить пока нельзя?

— В соответствии с Законом об электронной подписи первоначальное получение подписи обязательно лично. Это сделано для того, чтобы исключить выдачу ЭЦП по подставным документам, по доверенностям. То есть директор организации в любом случае — подавал он через личный кабинет или лично — должен прийти в точку выдачи и идентифицироваться.

— Подпись продлевается ежегодно: это уже можно будет делать онлайн?

— Да, сертификат действует 15 месяцев, после чего его надо продлять. Планируется, что если налогоплательщик не пропустит сроки и его ключ будет еще действовать, он сможет подать заявление в электронном виде и получить подпись. Идентификацией в этом случае будет считаться действующий ключ с электронной подписью.

— Бесплатная ЭЦП положена только юридическим лицам?

— Нет, круг получателей шире: это юридические лица, индивидуальные предприниматели, нотариусы. Физическим лицам, как и самозанятым, такая подпись выдаваться не будет: им подписи выдает коммерческий удостоверяющий центр. Точно так же и лицам, действующим по доверенности от организаций.

— Получается, что всем организациям, которые сдают отчетность в электронном виде, надо будет получить такую ЭЦП?

— Да. Конечно, не будет так, что 1 января нововведения вступили в силу — и все встало. Если у людей действующие сертификаты удостоверяющих центров, которые прошли переаккредитацию по новым правилам, их можно будет использовать до окончания срока действия. Например, если у налогоплательщика сертификат до июля 2022 года, он и будет действовать до этой даты, и налогоплательщик должен будет к нам прибыть только в июле 2022 года.

— Вы говорили, что официальный старт программы намечен на 1 января, но подпись можно получить уже сейчас?

— Действительно, мы начали выдавать ЭЦП не с 1 января, а с 1 июля. Сделано это для того, чтобы избежать очередей и ажиотажа с наступлением нового года. Призываю всех приходить и получать ЭЦП, пока у нас все более-менее свободно.

И люди уже приходят: на данный момент по России 170 тыс. сертификатов уже выдано. По области у нас их примерно 3 тыс. 100, хотя в регионе порядка 200 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вся информация по удостоверяющему центру есть на сайте ФНС России: и какие документы надо принести, и отдельно для иностранных граждан, которые тоже ведут у нас деятельность.

Фото предоставлено пресс-службой Управления ФНС России по Свердловской области
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
15.05.2012 Жители Свердловской области могут оформить электронную подпись, позволяющую пользоваться государственными и муниципальными услугами в электронном виде

УрБК, Екатеринбург, 15.05.2012. Жители Свердловской области могут оформить электронную подпись, позволяющую ...

19.04.2011 «РБК daily» и Анастасия Литвинова: В Совфеде планируют унифицировать электронно-цифровую подпись

Электронно-цифровая подпись должна была упростить жизнь бизнесменам и чиновникам. Но на практике оказалось, что для ...

07.04.2011 Президент РФ подписал Федеральный закон «Об электронной подписи»

УрБК, Москва, 07.04.2011. Президент РФ подписал Федеральный закон «Об электронной подписи». Напомним, закон направлен ...

30.03.2011 Совет Федерации РФ одобрил закон «Об электронной подписи»

Совет Федерации РФ одобрил новый Федеральный закон «Об электронной подписи», которая определяется как информация в ...

30.03.2011 Совет Федерации РФ одобрил Федеральный закон «Об электронной подписи»

УрБК, Москва, 30.03.2011. Совет Федерации РФ одобрил новый Федеральный закон «Об электронной подписи», которая ...