Статьи
28.07.2021

Турфирмы после катастрофы

Турфирмы после катастрофыСвердловскстат опубликовал основные показатели деятельности турфирм Свердловской области за 2020 год. Как и ожидалось, итоги прошлого пандемийного года оказались для отрасли катастрофическими. В 2019 году суммарная стоимость реализованных населению турпакетов превысила 14,87 млрд руб., а в 2020 составила 4,4 млрд руб., число туристов упало с 362,2 тыс. человек до 120,6 тыс., а количество турфирм — с 518 до 469 единиц. Данных за текущий год еще нет, но представители отрасли говорят, что бизнес постепенно восстанавливается и настолько низких показателей уже не будет.

«Открытие турецкого направления дало огромную возможность ликвидировать кадровые разрывы, которые были у многих туристических агентств. Они фактически не работали по международным направлениям, и работа сводилась лишь к так называемой пересадке или к обсуждению изменения условий для туристов. Открытие направлений — очень важное обстоятельство, которое позволило с июля загрузить многих сотрудников, ранее сокращенных или отправленных в отпуск без содержания», — объяснил УрБК президент Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев.

Помимо этого, он возлагает большие надежды на открытие авиасообщения с Египтом и Болгарией. Очень важным прецедентом стало возобновление для россиян полетов в Венгрию, поскольку это первая страна Шенгенского соглашения, открывшая границы, отметил президент УАТ Михаил Мальцев.

Похожими выводами поделился заместитель директора по коммерческим вопросам екатеринбургского филиала туроператора Evroport Антон Потапов.

«Могу сказать одно — рынок потихонечку, очень медленно восстанавливается. По сравнению с тем, что было год назад, это вообще небо и земля. Сейчас в разы все становится более радужно и более интересно. Но все равно не хватает открытых стран в Юго-Восточной Азии, в Европе, для того чтобы почувствовать больше возможностей для реализации продуктов», — рассказал он на примере своей компании.

М. Мальцев, говоря о статистике Свердловскстата, предупредил, что к ней нужно относиться с осторожностью, поскольку ряд показателей, например, численность туристических агентств (вид турфирмы) тяжело подсчитать точно — лишь приблизительно. По его данным, в едином операторском реестре до пандемии было около 700 операторов. Сейчас — примерно 400. Показатели жуткие, но президент УАТ сообщил, что его опасения в прошлом году были еще пессимистичнее.

Хуже всего пришлось монооператорам — тем, кто специализировался на одном направлении. Если оно закрывалось, и компания не успевала перестроиться, то бизнес рушился. Лучше всего пандемию перенесли федеральные операторы, хотя президент УАТ подчеркнул, что пострадали все.

«Важным моментом был туристический кешбэк. Это программа стимулировала спрос внутри России и, как следствие, продажи операторским агентским компаниям. Он был одним из важнейших факторов, позволивших сохранить туристический рынок в целом. Хотя, конечно, без потерь не обошлось», — сообщил М. Мальцев.

Именно внутренний туризм и прилагавшийся к нему кешбэк стали «спасательным кругом» для бизнеса. А. Потапов рассказал, что до 12 июня 2020 года работа Evroport была практически парализована: занимались с клиентами, оставшимися без весеннего отдыха, да перепроверяли свои туры и документацию. Потом по очереди начали открываться Татарстан, Краснодарский край, Крым, Ставрополье, Северный Кавказ и другие. Компания уже могла что-то предложить клиентам. Из зарубежных направлений по факту были доступны только Объединенные Арабские Эмираты и Кипр, но это дорогие страны, на которые турфирма не могла опираться. Всего этого, по его словам, с трудом хватало, так что мерами поддержки бизнеса, такими как кредиты, все равно приходилось пользоваться.

«Выживали как могли, что называется. Долгое время верили, что вот-вот откроется все. Сначала верили, что к майским праздникам закончится пандемия. Потом «ну уж точно к лету-то закончится», «ну уж точно к сентябрю», «ну к Новому-то году должно». В этом ожидании и жили. Поэтому все планы, все программы были краткосрочными», — вспомнил заместитель директора.

Из-за пандемии в 2020 году потеряли работу или ушли в неоплачиваемый отпуск около 80% сотрудников турфирм, добавил М. Мальцев. Сейчас, когда появляются новые направления, компании вновь открывают вакансии, и эти люди возвращаются на старые места либо находят новые.

М. Мальцев ожидает появления на туристическом рынке новых игроков, ряд которых возникнет «на обломках старых крупных компаний». Здесь существенную роль сыграют оставшиеся в прошлом году без заработка сотрудники, имеющие при этом необходимые для работы в туристической сфере навыки. Возможно, часть из них самостоятельно создаст новый бизнес, рассудил президент УАТ.

Однако и М. Мальцев, и А. Потапов называют главной проблемой (помимо самой пандемии) курс рубля. Представитель турфирмы привел пример, что услуги, стоившие раньше в районе 70 тыс. руб., сейчас стоят около 90 тыс. руб. Проблемы, следующие за ростом цен, ложатся на плечи клиентов, а дальше вопрос в том, согласится потенциальный турист заплатить столько или нет.

Также представитель компании Evroport осудил участников гостиничного и отельного бизнеса (особенно в Краснодарском крае), которые взвинтили цены, осознав, что альтернатив для отдыха у россиян нет. Причем некоторые компании, уточнил он, порой пренебрегали своими контрактными обязательствами, где уже был установлен прайс. А финансовая нагрузка опять-таки достается отдыхающим.

«Люди за годы пандемии ведь не стали богаче в основном», — рассудил он.

М. Мальцев, в свою очередь, считает, что либо туристов на зарубежных направлениях станет меньше, либо количественно их останется столько же, но упадет число самих выездов: привыкшие путешествовать два-три раза в год будут ездить реже или на меньшее количество дней.

Таким образом, в туристической сфере все еще имеется ряд проблем, которые связаны как с заболеваемостью COVID-19, так и с общей экономической ситуацией в стране, особенно с учетом курса валют. Покупательная способность граждан снизилась. Однако спрос и возможности все еще есть, а предложение в настоящий момент расширяется. Пик катастрофы пройден, и туристическая сфера восстанавливается. Будут ли открываться новые направления, зависит во многом от того, как проявит себя в дальнейшем коронавирусная инфекция и как будут реагировать российская и зарубежная системы здравоохранения.

Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
28.07.2021 В 2020 году в Свердловской области потеряли работу около 80% сотрудников туристических фирм

В прошлом году из-за ограничительных мер, вызванных пандемией, около 80% сотрудников туристических фирм потеряли ...

28.07.2021 В 2020 году в Свердловской области потеряли работу около 80% сотрудников туристических фирм

УрБК, Екатеринбург, 28.07.2021. В прошлом году из-за ограничительных мер, вызванных пандемией, около 80% сотрудников ...

28.07.2021 Уральская ассоциация туризма ожидает превышения пандемийных показателей в туристической сфере в 2021 году

УрБК, Екатеринбург, 28.07.2021. В Уральской ассоциации туризма (УАТ) рассказали об улучшении ситуации на рынке турфирм ...

09.07.2021 В Уральской ассоциации туризма ждут основного потока перелетов в Египет в октябре

УрБК, Екатеринбург, 09.07.2021. Президент Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев считает, что открытие ...

04.09.2014 Уральская ассоциация туризма: глубина продаж туров на зимний сезон снижается

УрБК, Екатеринбург, 04.09.2014. В Свердловской области активно реализуются туристические туры на зимний сезон. Однако ...