На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения министерства промышленности и торговли Российской Федерации Денис Пак.— Денис Климентьевич, как вы оцениваете «Иннопром»? Насколько это мероприятие, особенно в этом достаточно тяжелом коронавирусном году, соответствует званию главной промышленной выставки России?— Без сомнений, сегодня это главная промышленная выставка страны. Мы два года ждали, чтобы она состоялась. И теперь у нас есть не просто пространство для деловых контактов и встреч, но и возможность высказать и обсудить новые идеи, послушать интересных спикеров.
Например, в первый день выставки была очень интересная сессия, посвященная водородному энергопереходу, водородной энергетике и применению водорода в разных отраслях промышленности, начиная от металлургии, химии, заканчивая автомобильным транспортом.
Это очень важная тема, связанная с декарбонизацией: все мы ждем развития технологий применения углеродной нейтральности в разных отраслях экономики, соответственно, как это все повлияет на эти отрасли, на промышленность прежде всего. Это была очень интересная тема для дискуссии.
— Зачем вообще России вписываться в эту тему с нейтральным статусом по углероду, если у нас вся экономика заточена на добычу углеводородного сырья и его дальнейшую перепродажу? Пока наиболее логичным способом включения в эту тенденцию представляется добыча газа, производство электричества и дальнейшая добыча из водорода из воды электролизом. — Не обязательно. Сейчас существует достаточно большое количество способов получения водорода непосредственно из газа. Это методы парового реформинга, сейчас в мире разрабатываются технологии производства водорода без выброса СО2. При этом мы получаем еще и чистый углерод, выпадающий в виде сажи, которая также является ценным сырьем для химической промышленности.
Если говорить о целях вхождения в эти проекты, то, во-первых, нам интересен появляющийся рынок водорода, который станет будущим энергетики. Во-вторых, для обеспечения в будущем конкурентоспособности наших производителей в разных отраслях, в том числе металлургии и химии, сохранения экспортного потенциала этой темой необходимо обязательно заниматься.
К тому же эта тенденция может дать нам возможность дополнительного наращивания своего потенциала в энергетике, в том числе в областях, связанных с возобновляемыми источниками энергии, например, в гидроэнергетике.
— Существует ли в связи с этим на уровне страны (за пределами Москвы) тенденция к переходу на более экологичный городской транспорт, прежде всего электрический? Существуют ли федеральные программы по поддержке такого перехода, учитывая, что электробус в среднем в три раза дороже автобуса и по карману далеко не каждому муниципалитету? — Да, экономическая проблема существует, но переход на более экологичный транспорт может осуществляться разными путями. Первый путь — это использование природного газа. Это сразу обеспечивает понижение выбросов, это более удобный для города вид транспорта: здесь разница в стоимости не такая большая. Более того, мы как Минпромторг субсидируем скидку на саму технику, министерство энергетики субсидирует строительство газозаправочных станций.
Второй путь — это переход на электробусы. Тоже возможный вариант. Конечно, все зависит от бюджетных возможностей того или иного региона. В Москве сформирован один из самых больших парков электробусов в Европе. Понятно, что в будущем при увеличении масштабов производства стоимость самой техники будет снижаться.
— Насколько сейчас эта техника нашего производства?— Производство самих электробусов у нас локализовано на «КамАЗе» и «ЛиАЗе», они являются поставщиками. Часть компонентов, конечно, импортная, потому что, так или иначе, мы встроены в глобальные цепочки поставки. Так, ячейки для батарей мы импортируем. Но система управления батареей российская.
— Есть ли будущее у такого вида транспорта, как трамвай? В Екатеринбурге в отсутствие подвижек по строительству метро именно скоростные трамваи остаются главным мейнстримом развития общественного транспорта. — Полностью вас поддерживаю, считаю, что трамваи и троллейбусы — это очень экологичный вид транспорта. Более того, трамвай перевозит большое количество пассажиров и, если инфраструктура построена правильно, всегда предсказуем по графику движения. Человек всегда знает, что он за 20 минут доберется из точки А в точку Б, и это не зависит от городского трафика. В этом смысле у трамваев большое количество преимуществ, и Свердловская область традиционно имеет компетенции по их производству.
— При этом складывается ситуация, когда наши трамваи работают где угодно, кроме нашего региона.— Это тоже зависит от тех бюджетных возможностей, которые есть как в регионе, так и в муниципалитетах. Мы, как федеральное министерство, помогаем, способствуем появлению новых видов техники: это низкопольные трамваи, сейчас ряд компаний работает над трамваями с элементами беспилотного движения или системами помощи водителю, которые предотвращают столкновение, повышают безопасность и так далее. Так что, конечно, развитие трамваев — это один из самых экологичных и выгодных для города инфраструктурных проектов.
— Что происходит с отечественной автомобильной промышленностью? Чем вызван рост цен на автомобили российского производства, часто не отстающий от роста курса доллара? Казалось бы, машины делаются все по большей части у нас, даже иностранные марки локализованы на 80-90%.— Я бы не сказал, что рост цен повторяет курс доллара. Лаг есть, и он заметен. Вы правильно говорите, что 85% автомобилей, которые продаются в России, в России и производятся. Они производятся с разным уровнем локализации, и, безусловно, мы видим, что из-за роста себестоимости, например, роста цен на компоненты, на металлы, на электронику происходит и удорожание продукции в целом. К тому же в мире из-за локдауна образовался дефицит полупроводников. По последней информации, которая у нас есть от министерства экономического развития, сейчас наблюдается снижение инфляции, и это затронет все отрасли экономики. Поэтому здесь мы ожидаем более позитивный тренд.
Фотография предоставлена пресс-службой Минпромторга РФ