В 2020 году сектор онлайн-продаж товаров повседневного спроса в РФ вырос в 4,3 раза
УрБК, Екатеринбург, 20.10.2020. В Екатеринбурге состоялся круглый стол по развитию рынка дистанционной торговли в регионах РФ. По словам участников, в 2020 году на фоне карантинных ограничений в связи с пандемией COVID-19 в России произошел бум интернет-торговли. По разным оценкам, за I полугодие 2020 года объем рынка онлайн-продаж в России уже достиг 1,6 трлн руб.
Как отметил директор по региональным продажам электронной коммерции АО «Почта России» Виталий Нотченко, в 2020 году коронакризис стал основным драйвером развития и роста рынка онлайн-коммерции.
«Даже те компании, которые об этом не задумывались и отодвигали на задний план выход в интернет, были вынуждены в первую очередь заходить в этот сегмент и решать, как им сделать свои товары и услуги доступными для потребителя. Поэтому сектор онлайн-продаж FMCG (товаров повседневного спроса, — прим. ред.) в этом году вырос в 4,3 раза, а число новых онлайн-покупателей у нас увеличилось до 10 млн клиентов», — подчеркнул Виталий Нотченко.
Кроме того, коронокризис заставил существенно пересмотреть среднесрочные прогнозы по развитию данного сегмента рынка с учетом более агрессивной динамики.
«Если посмотреть конкретно работу «Почты России», мы уже сейчас видим, что объем курьерской доставки у нас вырос в 6 раз, а спрос на доставку на дом увеличился в 25 раз, поскольку курьерская доставка сейчас одна из самых востребованных услуг, особенно в Москве и Питере. Также в 5 раз выросли заказы из маркетплейсов. Думаю, что тенденция здесь сохранится. Важно сейчас докрутить все необходимые настройки, которые сегодня необходимы бизнесу. Например, есть запрос на услугу — доставка день в день в регионах РФ. Мы понимаем эти запросы и уже сейчас что-то пилотируем, а также разрабатываем новые форматы работы. Но можно смело говорить, что в 2020 году произошел настоящий бум интернет-торговли, и он продолжается. По итогам 8 месяцев 2020 года 22% россиян стали чаще пользоваться услугами курьерской доставки, при этом 74% граждан продолжают пользоваться услугами доставщиков и после отмены самоизоляции», — сообщил директор по региональным продажам электронной коммерции АО «Почта России» Виталий Нотченко.
В связи с этим в регионах активно готовятся к высокому сезону, который традиционно приходится на декабрь-январь, и набирают новых сотрудников для курьерских служб доставки.
«Для «Почты России» осеннее и зимнее время — это традиционно время, связанное с высоким сезоном. В течение всего года мы готовимся к существенному увеличению трафика, когда совершается большое количество заказов и покупок в интернет-магазинах. Но в этом году конец марта-апрель можно было сравнивать с декабрем, потому что количество доставок курьерами у нас выросло в 50 раз. При этом мы оказывали меры поддержки бизнесу и снизили стоимость курьерской доставки до 100 руб., а также объявили специальную акцию — тариф на доставку 74 руб. без НДС в 37 городов России при весе отправления до 15 кг. Мы планируем и дальше увеличивать количество курьеров: если раньше в Екатеринбурге работало 20 таких сотрудников, то сейчас около 40 курьеров. Это действительно много», — отметил в ходе круглого стола заместитель директора по электронной коммерции макрорегиона «Урал» АО «Почта России» Владимир Куковякин.
При этом в целом по стране рост онлайн-коммерции, по оценкам экспертов «Почты России», в этом году составил от 20 до 30%, а по разным регионам РФ — от 10 до 50%.
По словам участников рынка, среди основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели при организации дистанционных каналов продаж — высокие комиссии со стороны крупных федеральных онлайн-площадок, а также необходимость вложения дополнительных ресурсов для открытия собственных интернет-магазинов и выход на рынок онлайн-продаж.
«С наступлением коронакризиса все предприниматели условно разделились на два класса — тех, у кого были раньше свои интернет-магазины, и тех, кто оказался не у дел. Именно этим вторым пришлось максимально быстро разрабатывать с нуля свои онлайн-точки продаж. Другими словами, происходит переформатирование бизнеса. Мы видели повышенный спрос на создание и запуск своих интернет-магазинов. При этом многие предприниматели сегодня вынуждены присоединяться к крупным федеральным онлайн-площадкам, которые берут с них большие комиссии. Кроме того, происходит стремительный рост и развитие услуг курьерской доставки», — пояснил директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.
По оценкам экспертов, каждый десятый человек, который хоть что-то покупает в РФ, сейчас совершает покупку онлайн (10,9% от всех покупок). При этом только за I полугодие 2020 года объем рынка онлайн-продаж в России, по разным оценкам, уже достиг 1,6 трлн руб.
Ранее президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов заявил о том, что по итогам 2020 года объем рынка интернет-торговли в РФ может увеличиться почти на 20% по сравнению с прошлым годом — до 2,5 трлн руб.
«Мы считаем, что объем рынка по 2020 году составит около 2,5 трлн руб., то есть плюс 20-25%», — спрогнозировал в марте текущего года президент АКИТ.