За последние десять лет в Екатеринбурге стали забывать о представителях сетевых продаж чего-нибудь ненужного по завышенной цене. Еще в «нулевые» сетевики активно вербовали горожан, зазывая их на «семинары». В последующем новоиспеченные «предприниматели» обходили квартиры или приставали к прохожим на улицах для продажи условного «Гербалайфа», ставшего синонимом сетевого маркетинга.
На сегодняшний день последователи данной схемы почти исчезли с улиц. Видимых точек присутствия в виде офисов стало значительно меньше. Но, как это и бывает в периоды сложной экономической ситуации, представители сетевого маркетинга активизировались и пытаются вербовать новых адептов по новой схеме.
В редакцию УрБК поступило несколько сообщений от читателей, которым в соцсетях пишут неизвестные личности с предложением получать доход через интернет. Если человек заинтересовался, ему дают куратора, вся задача которого сводится к отправке видеороликов, опубликованных на YouTube (на момент выхода публикации часть роликов уже удалена).
Кураторы при этом уклоняются от ответов на вопросы о компании и схемах получения доходов. В общении они стараются создать впечатление сверхсекретности бизнеса, в детали которого посвящают только избранных.
Большинство роликов, которые высылают пользователю, не содержат какой-либо полезной информации. Скорее их можно охарактеризовать как агитационный контент. На протяжении первых четырех роликов стилизованный под блогера ведущий рассказывает о некоем самостоятельном деле, которое решит все проблемы человека.
«Блогер» активно убеждает зрителя, что их будущий бизнес не имеет отношения к продажам «Гербалайфа» или финансовым пирамидам. Попутно ведущий завлекает потенциального участника сетевого маркетинга «ценностями»: семья, свободное время, покупка матраца. В целом по деталям роликов складывается впечатление, что контент адресован домохозяйкам. Впрочем, при общении с кураторами выясняется, что большинство из них — женщины в возрасте около 40 лет с небольшим доходом.
Скриншот одного из видеороликов на YouTubeНазвание компании и продукт озвучиваются только в пятом ролике. И здесь зрителям в открытую предлагают стать «партнером» некой компании Vilavi, которая специализируется на продажах биодобавок, представленных в роликах как «чудодейственные» препараты от всех болезней. По отзывам бывших клиентов компании, по сути, предлагается купить «пихтовый сок» неизвестного томского производителя биодобавок.
Среднерыночная цена продукта в интернете составляет в пределах 1 тыс. руб. «Партнерам» предлагается приобретать их у Vilavi за 2,5 тыс. руб. Однако первый месяц будущий «предприниматель» может закупать этот продукт только для личного потребления. Со второго месяца ему рекомендуют продавать биодобавки родственникам и знакомым. И спустя полгода «партнеру» предлагают уже занять целый сегмент на рынке. Непосредственно Vilavi этот продукт реализует только через своих представителей из числа «завербованных» граждан.
При общении корреспондента УрБК с «кураторами» те признались, что в Екатеринбурге нет ни одного партнера Vilavi. При этом текущие «партнеры» компании заверили, что вот-вот «захватят господство на мировых рынках».
Понятно, что при такой схеме Vilavi, как и другие подобные компании, остаются в прибыли. Если зритель роликов согласился стать «партнером», то в любом случае вынужден будет покупать «пихтовый сок» в первые два месяца. Конечным выгодоприобретателем в такой системе оказывается только Vilavi.
В целом же на данном примере можно увидеть, как изменился современный облик сетевого маркетинга в условиях доступного интернета и развития соцсетей. Организаторам теперь не нужно тратиться на аренду офисов, организацию «семинаров» и закупку пробников товаров. Достаточно вложить средства в съемку серии видеороликов, рассылать их пользователям соцсетей через «завербованных» граждан и ждать новых адептов.
Сергей Беляев