Первые шаги в направлении открытия границ для российских туристов сделаны, однако эксперты не ожидают активного восстановления турпотоков ранее 2021 года. В то же время, по мнению аналитиков, текущая ситуация при грамотном подходе дает возможность большинству участников рынка сохранить бизнес и дождаться возобновления полноценной деятельности. Для этого нужно в первую очередь вести непрерывную работу с информацией и внедрять новые технологии, уже «прижившиеся» в отрасли и навсегда изменившие ее.
По словам руководителя ассоциации «Турпомощь», вице-президента Российского союза туриндустрии Александра Осауленко, с начала августа послабления карантинного режима приняли регулярный характер. Однако до формирования условий для полноценной работы турбизнеса на зарубежных направлениях еще далеко.
«Начиная с 1 августа каждые пять дней что-то у нас происходит: открывается Турция, открывается Великобритания, обозначаются три аэропорта для международных рейсов, потом открывается Швейцария, новые три порта в РФ, откуда можно совершать полеты, и так далее. Это все последовательно, мы движемся небольшими шажками, и это оправдано. Если будут объявлены очередные открытые страны, мы прекрасно понимаем, что вряд ли это будет для туристов: скорее всего, мы пойдем по схеме, которая работает на Великобритании, Швейцарии — определенные категории граждан, определенные санитарные нормы по прибытии в страну», — пояснил Александр Осауленко на онлайн-конференции, посвященной европейскому туризму.
Между тем эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на положительную динамику, восстановление турпотоков возможно не ранее 2021 года. Причем велика вероятность, что оно будет происходить уже по новым правилам, обусловленным последствиями пандемии.
«Хотя границы еще закрыты, я много путешествовал по разным странам, общался с бизнесом и выделил три важных момента. Во-первых, мне кажется, не надо сейчас ждать, что ситуация вернется к 2019 году и тем временам, когда не было пандемии. Возможно, этого не произойдет никогда. Отсюда второе — надо сейчас заниматься освоением новых технологий, которые в настоящее время есть возможность внедрять. В первую очередь это цифровые технологии, например, онлайн-консультирование клиентов. Не нужно оглядываться назад и ждать изменений. Последнее, что я отметил, — сейчас нужно очень четко владеть свежей информацией: ситуация быстро меняется — и в мире, и в бизнесе, и в туризме», — рассказал президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев.
По его словам, последнее особенно важно: уже сегодня некоторые туроператоры остались «за бортом» — не смогли принять участие в программе кешбэка, которая, как ранее
писал УрБК, сейчас реализуется в стране. Они просто не получили информацию вовремя и не успели сориентироваться.
Аналогичной позиции придерживается и директор Национального туристического управления Чешской Республики СzechTourism Роман Прохазка. Он отмечает, что сейчас важный период, который нужно использовать для планирования и установления связей между деловыми партнерами.
«Тоже хотел бы подчеркнуть, что мы не можем ждать. Мы должны начать планировать и работать. Да, рейсы должны были быть открыты с 1 июля, потом с 1 августа, с 1 сентября. И мы уже знаем, что, скорее всего, с 1 сентября прямых рейсов в Чехию не будет. Сегодня туда можно добраться только через Стамбул. Визы для туристов тоже невозможно получить, но мы надеемся, что ситуация будет выправляться, и будет вакцина, и с 2021 года все получится», — отметил он.
Александр Осауленко также добавил, что помощь государства, оказанная туротрасли, позволила большинству участников бизнеса пережить первые, самые тяжелые, месяцы карантина. Сейчас же компаниям следует больше рассчитывать на себя.
«Хочу напомнить слова президента РФ, который сказал, что надо научиться не только жить с этой пандемией, но и работать. От себя добавил бы, что надо еще и отдыхать. Безусловно, все, что сегодня делается в России, направлено на поддержку туротрасли — большое количество программ, в том числе программа кешбэка; субсидируются внутренние перевозки в рамках комплексного турпродукта, продолжается программа на 3,5 млрд руб. по вывозу российских туристов. Все это помогло туроператорам выдержать первый натиск. Но сейчас мы уже входим в новые условия, и они диктуют новые правила игры и новые технологии формирования, продвижения турпродукта и его реализации. Важно не только открыть границу. Важно понять, как человека встретят, какие технические и санитарные нормы к нему будут применены», — пояснил глава «Турпомощи».
Таким образом, осень 2020 года станет очень непростым периодом турбизнеса, причем не только российского. Именно он покажет, какие компании окончательно уйдут с рынка, а какие продолжат свою деятельность. Эксперты отмечают, что выживут те, кто не станет ждать открытия границ в надежде на восстановление привычного режима работы, а научится играть по новым правилам.