Уральское управление ЦБ разъяснило, как бороться с мисселингом
УрБК, Екатеринбург, 18.08.2020. В I полугодии 2020 года в Банк России от жителей Свердловской области поступило 14 жалоб на мисселинг при продаже финансовых услуг. Как уточнили в региональном ЦБ, все обращения были связаны с реализацией полисов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).
Как сообщили в пресс-службе Уральского главного управления Центрального банка РФ, в I квартале 2020 года было зарегистрировано 8 таких жалоб, во II квартале — 6 обращений. В целом по УрФО за тот же период в адрес регулятора поступило 38 жалоб на мисселинг (Тюменская область, включая АО, — 15, Челябинская — 7, Курганская — 2), из которых большая часть (29 жалоб) была связана с продажей полисов инвестиционного или накопительного страхования жизни.
«Мисселингом называют практику, когда клиента намеренно вводят в заблуждение и пытаются продать ему не тот товар или услугу, за которыми он обратился, не сообщая важных деталей. С мисселингом можно встретиться в любой финансовой организации, но чаще всего клиенты жалуются в Банк России на мисселинг в кредитных организациях. К банкам у потребителей изначально больше доверия, чем к другим финансовым институтам. Этим и пользуются недобросовестные менеджеры. На фоне снижения доходности по вкладам они нередко предлагают потребителю другие инвестиционные продукты, например, полисы инвестиционного страхования жизни. При этом клиент не всегда понимает разницу между вкладом и ИСЖ», — отмечают в Уральском ГУ ЦБ.
При этом с целью улучшения информированности потребителей регулятор предлагает обязать финансовые организации представлять клиентам ключевой информационный документ (КИД) до заключения договора.
«В настоящее время на разных стадиях разработки и тестирования находятся КИД по основным финансовым услугам. Ключевой информационный документ — это своего рода паспорт продукта, в котором необходимая клиенту информация будет изложена простым языком в доступном формате», — уточнили в ЦБ.
Чтобы не стать жертвой мисселинга, эксперты Банка России советуют населению внимательно читать договор о предоставлении тех или иных финансовых услуг, а также активно задавать уточняющие вопросы и не принимать поспешных финансовых решений.