Статьи
06.07.2020

Сомнительный сбор

Сомнительный сбор В конце июня в Госдуму внесли законопроект о введении в РФ так называемого «гуманитарного сбора». Автором инициативы является депутат Сергей Иванов. Он предложил обложить новым налогом всех распространителей рекламы, в том числе коммуникационные агентства, средства массовой информации, блогеров, собственников сайтов и групп в социальных сетях.

«Данным законопроектом предлагается ввести «гуманитарный сбор» в размере 5% от средств, полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг, целью которого является оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), суммарный объем рекламы в средствах ее распространения в 2019 году составил примерно 450 млрд руб. Таким образом, «гуманитарный сбор», направляемый на лечение детей, мог бы составить 22 млрд 500 млн руб. в год, отмечает автор законопроекта.

Между тем гендиректор рекламно-производственной компании «Профил» Евгений Ширин рассказал, что пятипроцентный «гуманитарный сбор» приведет к падению прибыли участников рынка примерно на четверть.

«Пока непонятно, как будут идентифицировать плательщиков сбора. Скорее всего, по ОКВЭД, но там нет разделения между производством и распространением. То есть, возможно, придется отдавать дополнительные 5% от любых доходов, связанных с рекламой. Доход — это не прибыль, а полученные деньги. Учитывая стоимость материалов, амортизацию оборудования, зарплату, налоги и так далее, хорошая прибыль в сфере производства рекламы — это процентов 30 от дохода. Фактически прибыль колеблется в пределах 10-15-20%. То есть пятипроцентный «гуманитарный сбор» приведет к падению прибыли примерно на четверть», — написал Е. Ширин на своей странице в Facebook.

По его словам, ограничительные меры на фоне распространения коронавируса заметно ударили по рекламному бизнесу.

«По опыту могу сказать, что рекламные бюджеты — первое, что режут во многих компаниях при возникновении трудностей. За период «самоизоляции» доходы в рекламе (у меня и коллег из других компаний) упали на 30-50% и даже 70%. Каких-то перспектив ближайшего восстановления и роста доходов я не вижу: у компаний просто нет денег», — сообщил Е. Ширин.

Проведенное АКАР исследование подтверждает, что в настоящее время рынок рекламы РФ находится в глубоком кризисе из-за массового урезания рекламных бюджетов со стороны заказчиков.

«Игроки осознали затяжной характер кризиса, поэтому продолжают уменьшать издержки. При этом прослеживается тенденция к большему сокращению персонала и заработных плат в компаниях: если в марте за снижение расходов на выплату зарплат выступило 14% опрошенных, то в апреле этот показатель достиг 43%, а в мае — 54%. В пользу увольнения сотрудников в мае высказалось 33% компаний, тогда как во вторую волну так ответили только 21%», — говорится в исследовании.

Практически все участники рынка (95%) прогнозируют дальнейшее снижение объема российского рекламного рынка. Причем большинство спикеров считают, что падение превысит 30%.

«Доля респондентов, столкнувшихся с ростом дебиторской задолженности, выросла на 28 процентных пунктов, также выросло количество респондентов, которые отмечают рост кредиторской задолженности (на 20 п. п.)», — отмечают аналитики АКАР.

Очевидно, что введение нового налога в такой сложной ситуации может произвести эффект разорвавшейся бомбы. Впрочем, вероятность принятия данного законопроекта в его текущем виде не слишком высока. Правительство РФ уже высказалось о нем отрицательно. В отзыве кабмина говорится, что законопроект не соответствует налоговому понятию сбора, а также не согласуется с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.

Независимые эксперты также весьма осторожно оценивают перспективы нового налога.

«Мало того, что инициатива выдвинута депутатом не от правящей партии (а это уже крайне серьезный фактор, препятствующий тому, что предложение было реализовано), несколько смущают и механизмы. Финансировать медицину, точнее, направление, касающееся лечения детей, страдающих редкими и тяжелыми заболеваний, предлагается за счет дополнительного сбора именно с распространителей рекламы. Которые, и в этом можно не сомневаться, громко возмутятся по этому поводу. Не знаю уж, чем рекламодатели так не понравились господину Иванову С. В., но последние наверняка скажут банальное: «А мы что, рыжие что ли?» И будут правы — действительно, а почему именно они должны все оплатить, а остальные сегменты национальной экономики этой участи должны избежать? Полагаю, что уже одной этой странной избирательности будет достаточно, чтобы предложение было отклонено», — заявил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Таким образом, есть надежда, что данная инициатива — больше популизм, нежели реальное предложение. В противном случае пострадать могут не только рекламораспространители, но и рекламодатели. Наверняка услуги по размещению рекламы после принятия нового законопроекта заметно подорожают.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
30.06.2020 Российских предпринимателей хотят заставить платить 5% с дохода за распространение рекламы

УрБК, Екатеринбург, 30.06.2020. В налоговой системе России установят гуманитарный сбор для оказания помощи физлицам, ...

12.05.2016 Объем рекламы в российских печатных СМИ в I квартале 2016 года сократился на 14%

УрБК, Москва, 12.05.2016. Суммарный объем рекламных бюджетов в печатной прессе России в I квартале 2016 года сократился ...

26.02.2014 АКАР: в 2013 году объем рекламы в печатных СМИ снизился на 10%

УрБК, Москва, 26.02.2014. В 2013 году российский рынок рекламы вырос на 10,1%. Суммарный объем рекламы в средствах ее ...

15.05.2013 АКАР: В I квартале 2013 года рост интернет-рекламы составил 32%

УрБК, Москва, 15.05.2013. По итогам I квартала 2013 года суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за ...

08.02.2013 Суммарный объем рекламного рынка России оценили в 300 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 08.02.2013. Суммарный объем рекламы в России в средствах ее распространения за год вырос на 13% и ...