ИАА «УралБизнесКонсалтинг» продолжает рассказывать о бизнесах, в наибольшей степени пострадавших от введения режима самоизоляции и противодействия распространению коронавируса в России. К их числу относится и торговля цветами.
«Удар очень тяжелый. Салон закрыт, торговать цветами нельзя. Максимально сокращены сотрудники, большинство на самоизоляции. Я прихожу в магазин не для того, чтобы продавать цветы, а чтобы их уничтожать. Те, которые больше невозможно хранить, приходится уничтожать или раздавать», — рассказала УрБК флорист в салоне «Цветы для вас» Надежда Фокина.
«Первую неделю пробовали сохранять цветы — держали в холоде, в воде. Некоторые виды хорошо переносят хранение. Но, когда узнали, что работать не будем до 20 или даже 30-го апреля — опустились руки. Столько хранить цветы бессмысленно. Даже если что-то и доживет до 30-го числа, вид будет очень далек от товарного. К тому же промышленные холодильники потребляют очень много электричества. В общем со слезами на глазах утилизировали цветы. Что-то разобрали сотрудники, что-то раздали за символические деньги жителям соседних домов, что-то пришлось просто выбросить», — рассказала Надежда Фокина.
«Магазин закрыт, продаж нет. На руках у нас сейчас цветов на полмиллиона рублей. Продать их просто невозможно. У нас есть доставка, продаем через Instagram. Но и в лучшие времена на дистанционную доставку приходилось процентов 10 от общего объема продаж. А сейчас объемы и без того упали. Люди скупают гречку и туалетную бумагу. Цветы в самоизоляции им не особенно нужны», — рассказала УрБК владелица салона «Цветы» Елизавета Пушкина.
«У нас долгосрочные договоры поставки. По некоторым предоплата внесена за месяцы вперед. Отказаться от получения мы не можем — таковы условия договора. Сейчас договариваемся с поставщиками, отменяем заказы. Часто поставщики идут навстречу, в том числе и потому, что доставить товар просто не могут из-за закрытия границ. Цветы возят самолетами (в том числе пассажирскими). Сейчас количество рейсов резко снизилось, пассажирское сообщение просто прервалось. Поэтому доставить цветы из Голландии или Эквадора просто нереально. Возможно, это и хорошо, потому что, если бы эти цветы привезли, мы бы просто не знали, куда их девать», — рассказывает Елизавета Пушкина.
Как отмечают участники рынка, конечные продавцы цветов оказались еще не в самой худшей ситуации. С куда более серьезными проблемами сталкиваются оптовые компании, занимающиеся закупом продукции за границей, перевозкой и логистикой цветочной продукции. Как правило, все они работают на долгосрочных контрактах, и их логистические схемы сегодня дают сбои.
У некоторых на базах остались миллионы цветов — в том числе быстропортящихся, таких как тюльпаны, срок жизни которых даже при идеальных условиях хранения измеряется считанными неделями.
«Цветы же не знают, что у нас кризис. Они растут и не могут не цвести. Да, с помощью некоторых ухищрений их можно заставить зацвести на неделю позже. Но не более того. С тюльпанами, например, вообще беда: они цветут через определенное время поле посадки, а высаживали их еще в прошлом году. И на рынок поступает примерно тот же объем цветов, что и в докризисное время. Но покупателей на них просто нет. Цены на цветы на мировых рынках рухнули. На крупнейших аукционах в Голландии дисконт составляет от 80 до 99%. Цветоводы готовы отдавать свою продукцию за любую цену. Но никто не берет — продать их практически невозможно. Из 10-15 миллионов стеблей, выставляемых на продажу ежедневно, не продается до половины. А в нашем случае еще и проблемы с доставкой — ввезти цветы в страну сейчас очень сложно», — рассказал УрБК менеджер одной из компаний по логистике цветов Николай.
У отечественных цветоводов схожие проблемы: невозможно реализовать продукцию, плюс к этому закупщики ориентируются на цены на мировых аукционах, которые упали как минимум в 10 раз. В результате выращивать цветы становится просто убыточно. Многие плантации сокращают сотрудников, не ведут новые посадки.
В результате поражены оказываются все уровни цветочного бизнеса: от зарубежных и местных производителей до крупных дистрибьюторов и салонов цветов. Владельцы более чем 60 предприятий цветочного бизнеса Екатеринбурга отправили обращение на имя губернатора Евгения Куйвашева с просьбой разрешить открыть цветочные магазины, но пока оно остается без ответа. Ежедневно в городе гибнет цветов на несколько миллионов рублей.
«Думаю, что, если режим самоизоляции продлится до 30 апреля, до трети цветочных магазинов просто не откроются в мае», — говорит Надежда Фокина.