На вопросы ответила Лена Бабушкина, издатель The Village в Екатеринбурге, редактор, блогер и фотограф.— Почему именно фотоплёнка?— Я начала снимать на плёнку года три назад. До этого, как и большинство, прошла путь от цифрового фотоаппарата, обработки в «Лайтруме», журнальной ретуши. Вообще я очень хорошо знаю, что такое ретушь. Потом у нас у всех появились айфоны, Инстаграм — в это время случился бум любительской фотографии. Люди начали задумываться, какие у них получаются картинки, насколько хорошо они снимают, анализировать, какие снимки они делали год назад или на предыдущей камере.
В итоге очень многие стали хорошими «бытовыми» фотографами. Со временем меня, как и многих людей, начало интересовать качество сделанных фотографий. Во-первых, всегда смущало количество картинок, сделанных бездумно. Во-вторых, я тратила много времени на их сортировку и удаление. Я могла сделать три тысячи кадров за одну поездку, но их нужно было проанализировать, разобрать, обработать. Интуитивно мне стало некомфортно разбираться с такими объёмами, ведь я достаточно педантичный человек. Не могу сказать, что я заранее знала про этот тренд, но у меня были плёночные фотоаппараты, и я начала ими пользоваться. Это оказалось очень удобно.
Есть ограниченное количество кадров, их не нужно обрабатывать, но прежде, чем нажать кнопку, стоит подумать, прикинуть, как это всё получится. Постепенно я поняла, что меня радует результат, который я привожу из поездок: например, сто кадров за две недели устраивают полностью. Я мыслю как журналист и считаю, что пост в блоге, который вмещает в себя сорок картинок — это хорошо и достаточно для отчёта о путешествии. Для меня «плёнка» выступает, с одной стороны, ограничителем количества, с другой — поводом подумать перед съёмкой, чего не хватает многим фотографам с «цифрой». Большим плюсом является и то, что не нужно обрабатывать фотографии. Многие очень недовольны дороговизной плёнки, но я воспринимаю это как плату за то, что ты можешь не тратить время на обработку.
— Чтобы показать людям качественную фотографию, исходник нужно как минимум оцифровать на хорошем сканере…— Конечно, всё стоит денег, но фотограф имеет возможность не делать это самостоятельно. Сейчас всё настолько доступно, что можно отвезти отснятое в лабораторию, отсканировать и получить фотографии на следующий день. Когда ты покупаешь плёнку, ты заранее знаешь, какие фотографии получатся: не нужно накладывать фильтры в «Лайтруме». Купил и снимаешь.
— Если мы говорим про дисциплинирующий фактор, то что мешает сразу выставить настройки фотоаппарата, раз и навсегда?— Не все фотоаппараты это позволяют.
— А если взять пресет в «Лайтруме»? Есть же стилизация…— Я человек увлекающийся, и, кроме того, перфекционист. Поэтому, когда сажусь за обработку, я перебираю много разных вариантов. Возможно, есть люди, которые пользуются одним пресетом, и их всё устраивает.
— Первично стремление получить картинку или все же в приоритете удовольствие от процесса?— Я бы не сказала, что у меня есть какие-то особенные ощущения от процесса. Безусловно, старые фотоаппараты — это приятно, но все же это не самая удобная вещь. У меня есть фотоаппарат, который я ношу в мешке от горнолыжного шлема: он огромный. И когда ездишь с ним в путешествия по Абхазии, по Сочи, когда в одной руке ребёнок, а во второй — техника, а кроме того, коляска, рюкзак, чехол с камерой размером со шлем — это довольно некомфортно. Маленькая компактная современная камера могла бы его заменить. Но с точки зрения инструментального эффекта, мне нравится то, как плёнка бережет свет. Применяя ее правильно, ты уверен, что фотография не выйдет засвеченной или слишком контрастной.
— Если мы говорим об аналоге, то ожидаем, что и сама фотография будет аналоговой: мокрая печать, оптический процесс?— Лично для меня аналоговость фотографии никак не выражается в процессе. Я пробовала и проявлять, и печатать сама, все процессы мне известны. Но для меня важен результат в первую очередь.
— Но в итоге всё равно получается цифровая картинка, которой можно добиться, используя современные технологии?— Я считаю, что этого добиться нельзя. В «цифре» не будет такой глубины резкости, такого сохранения светов и такого объёма. Из-за несовершенства цифровых камер приходится прилагать гораздо больше усилий для получения хорошего результата.
— Заметен ли этот результат для зрителя? Может ли он идентифицировать, плёночный это фотоаппарат снимал?— «Плёнка» это в первую очередь мода. У людей возникает интерес к аналоговости, популярность плёнки легко сравнить с популярностью виниловых пластинок. Но мне кажется, что здесь как с ценителями вина: нужен определённый навык, чтобы отличать хорошее от плохого. Не думаю, что многие в этом разбираются, однако люди, пробовавшие снимать и на «цифру», и на «плёнку», видят разницу.
— Есть ли в Екатеринбурге соответствующая инфраструктура?— Недавно приезжал мой друг Сергей Король, он читал в «Доме Метенкова» лекцию о коллекции слайдовых архивов из прошлого века. Такое событие прошло у нас в городе второй раз за долгих два года. До этого в Екатеринбурге побывал Павел Косенко, владеющий фотостудией «Среда» в Москве, он снимает на плёнку, возит фототуры. Для города, в котором есть фотомузей и плёночное сообщество, столь редкие разговоры о предмете — не очень хорошо. Кроме того, у нас существуют огромные проблемы с проявкой и сканированием. Если мое путешествие лежит через Москву, я стараюсь отдать фотоплёнки на сканирование в Москве.
Сейчас в Екатеринбурге всего два места, куда можно обратиться с этим вопросом: первое — «Светопись», второе — «Дом Метенкова». Я проявляю в «Метенкове», потому что там могу получить результат быстрее. Сканирование — это вопрос отдельный: бывает, что я по три раза отправляю сканы на доработку, хотя процесс очень простой. И если с 35-миллиметровой плёнкой проблем, как правило, меньше, то с «широкой», 120-миллимитровой, на которую теперь снимаю гораздо чаще — дела обстоят намного сложнее. Нужно правильно настраивать сканер, но человек не снимающий не сможет понять, что именно не так. Бывало, что вместо целых кадров я получала нарезку из половин, и так всю плёнку — а дело в неправильных настройках сканера.
— В каком разрешении вы получаете сканы?— Как правило, я прошу сканирование в 5 000 пикселей. Я рассматриваю плёнки как долговременный ресурс: их нарезаю и кладу в кассеты. Если у меня есть задача съездить и написать пост в блог, продать фотографии на какой-то ресурс, я просто сканирую в том разрешении, которое подходит для публикации. Это очень удобно.
— Когда вы достаёте камеру во время путешествий, вызывает ли это ажиотаж?— Невероятный. Кроме того, я и сама выгляжу необычно, и это сочетание привлекает людей. Одна из любимых камер — Yashica MAT 1956 года. Она очень легкая, с шахтой, на ней нет пентапризмы и батарейной ручки. В путешествиях обращают внимание на нее в первую очередь японцы. У них случается катарсис. Когда человек 1950 года рождения видит камеру своей юности, он зовет жену, детей, фотографирует этот аппарат. Недавно в Тбилиси я встретила фототур из Одессы неподалёку от руинного кафе «Pur Pur». В нем трудно дождаться официанта, потому что люди приходят туда, как правило, фотографироваться, а не есть. Когда я достала свою камеру, ко мне подбежали двадцать человек с фотоаппаратами, и вместо завтрака у меня и «Яшики» началась фотосессия. Недавно я купила юбилейную Bronica 1992 года с электронным экспозамером, пентапризмой и боковой батарейной ручкой. Это её я ношу в мешке из-под шлема. Я поехала с этой техникой в Абхазию. Местные полицейские сначала с опаской уточняли, что это, а после просили разрешения подержать камеру в руках.
— Покупка таких дорогих и необычных камер для вас — хобби или же вложение, которое потом окупится?— Я достаточно счастливый человек, потому что у меня нет разделения на работу и хобби: я очень люблю писать, фотографировать и получать за это деньги. Я могу сказать, что большинство снимков, которые я делаю для себя, потом куда-нибудь продаются. Когда я была в Риге, мне написали знакомые из англоязычного «Фейсбука» и попросили снять несколько кадров, которые потом купили для своего путеводителя. Иногда я не могу понять, что движет людьми: интерес к плёночному искусству или же то, как я снимаю. Но для съёмок я использую старые фотоаппараты, поэтому могу закладывать в мои работы некоторую цену. На одну поездку я беру с собой 2-3 катушки широкой плёнки на день (каждая вмещает 12-15 кадров), хотя и этого порой бывает недостаточно. Стоимость одной катушки — 500-800 рублей, на проявку и сканирование я трачу ещё около 8 тысяч, таким образом, ценник за фото в путешествии — в районе 20 тысяч.
— Но потенциал гораздо больше. Что ещё с ней происходит, кроме хранения негативов дома? Мечтой рекламного бизнеса было снимать на широкую плёнку.— Тарантино до сих пор снимает фильмы на плёнку.
Недавно в Тбилиси у меня закончилась плёнка, и я купила у местных перекупщиков пару катушек широкой киноплёнки, на которую снимали «Омерзительную восьмёрку». Как правило, после съёмок остатки распродают на интернет-аукционах, и катушки попадают в самые разные руки. Например, мои.
— А для вас это просто архив?— Нет, я вижу качество картинки, и хочется хранить воспоминания на хорошей плёнке. Раньше у меня была хорошая привычка — не жалеть о принятых решениях. А теперь я жалею о путешествиях, в которых побывала до того, как начала снимать на плёнку, ведь мне придётся вернуться туда и снимать заново — не на айфон, а на плёнку.
— Вы самоучка или где-то учились снимать?— Я уже 12 лет работаю журналистом, раньше — в новостных агентствах. С 2008 года я снимала на камеру, после этого — делала репортажи. У меня всегда было хорошо с композицией, откровенно плохих снимков у меня нет. После этого я начала менять камеры. Однажды я получила денежную премию Росстата за освещение Переписи населения, и на эти деньги купила свой первый гибридный Сanon. В то время я работала и журналистом, и фоторепортером, снимала политические мероприятия, и нередко мне приходилось бежать за губернатором, фотографировать его, а другой рукой записывать в блокнот его слова. Позже я купила более крутую камеру, познакомилась с Натальей Филипцевой, и записалась к ней на базовый курс «Авторская фотография» в фотошколе Magnet. После этого стала подрабатывать моделью в разных рекламных агентствах. Так продолжалось несколько лет, пока у меня не возникла мысль, что человек должен уметь всё: сделать модели макияж, поставить её, снять фотографии в студии и обработать их. Я хотела быть человеком полного цикла, и ко всему получила диплом визажиста. А потом появился айфон, и фотоаппарат покрылся пылью.
— Скажите, пожалуйста, есть ли ещё какая-нибудь информация, мануалы, позволяющие понять принцип, структуру работы «плёнки», кроме вышеперечисленных лекций?— Самое лучшее по данному вопросу, на мой взгляд, — почитать ЖЖ плёночных фотографов, в частности, Павла Косенко. После посещения его лекции я опубликовала в своём блоге конспект, который оказался дико популярным: там было описано всё с «сотворения мира» — например, как работают галогениды серебра, как отличаются позитивные и негативные плёнки — многие люди даже не понимают этой разницы. Но я не особо училась теоретическим основам.
— Как проходит работа в студии?— Есть люди, которые в студии работают со вспышкой, но я снимаю с постоянным киносветом и на специальную плёнку для зала. Студия не отличается от любого другого помещения, кроме того, что в ней есть софит и антураж.
— Вы — один из немногих фотографов в Екатеринбурге, которые работают в жанре «Автопортрет». Чем вас привлекает этот жанр?— Мне просто нравится, как я фотографирую, а свои портреты чужого авторства вызывают восторг крайне редко. За что люди любят селфи? Ты можешь настроиться, увидеть себя, повернуться выгодной стороной, не нужно никому ничего объяснять. Я знаю, как себя сфотографировать, поэтому часто это делаю. Кроме того, я часто путешествую одна, и снимаю на плёночный фотоаппарат в том числе и селфи.
— Это же целая наука: если нет штатива, нужно куда-то его поставить, настроить…— Но с айфоном выходит то же самое — там и там я использую таймер автоспуска. Если честно, я не вижу особой разницы между настройкой айфона и «плёнки».
— А как модели относятся к «плёнке»? Ведь они обычно внимательно следят за тем, что и как снимает фотограф. Понимают ли они разницу?— Время от времени я приглашаю читателей побыть ню-моделями, и все, кто ко мне обращался, были подготовлены и имели представление о плёночной фотографии.
— В стране в наше время жанр «ню» становится непубличным. Какова судьба этих снимков? Ведь в паблик их не выложишь. Может быть, закрытые выставки для друзей?— Это очень хорошая идея. На самом деле, я пока не считаю себя специалистом по «ню», скорее пробую себя в этом и работаю над стилем. Так что пока эти фотосъемки бесплатны. Однако я всегда проговариваю, что именно хотела бы опубликовать, в частности, какие позы меня интересуют, какие правила социальных сетей хотела бы учесть. Например, для публикации в Инстаграме нужно прикрыть соски модели, это справедливо и для Фейсбука. Какие-то кадры я стараюсь снять без лица, чтобы можно было их опубликовать.
— Получается, художник снимает не то, что он хочет, а что социум позволяет ему показать?— Это совпадает с моими интересами. Я — человек, который работает в интернете и живёт по его законам. Что касается «ню», то сейчас я скорее пишу форму, и тело интересно как архитектура. Честно говоря, я бы вообще не снимала лиц: только изгибы, выпуклости и впадины.
— Были ли у вас коммерческие заказы на съёмку?— Да, но это происходит не очень часто. Дело в том, что, как и многие плёночные фотографы, я не позиционирую себя так.
— А как вы себя позиционируете?— Прежде всего, я журналист, иногда говорю, что блогер.
— Журналист с камерой за 70 тысяч и рюкзаком катушек — это уже ближе к фотографу?— Мы сначала что-то делаем, а потом осознаем, что это значит. На самом деле, сейчас я очень сильно задумываюсь об образовании, связанном с фотоискусством. В The Village, где я работаю, очень мощный подход к фотографии: фоторедакторы преподают в школе Родченко, получают образование в зарубежных школах искусств, а потому уровень их требований к фотографии очень высокий. И как редактор я столкнулась с этим. Чтобы снять фотографию для The Village, нужен огромный бриф, который составляют несколько людей: арт-директор, фоторедактор, журналист, который должен сначала прислать текст статьи. Мы не делаем фотографий без текста — это железное правило. Фотограф должен знать, о чем он снимает, это очень важно. Сначала правило меня злило: ты не можешь просто сфотографировать и опубликовать что-то, сопроводив текстом. Но постепенно это ограничение изменило меня, и теперь я мыслю по-другому.
— Если бы была такая возможность, то смогли бы вы жить исключительно фотографией?— Наверное, нет. Сейчас я могу и написать текст, и сделать фотографию. А фотографировать без текста я, наверное, и не буду, точно так же, как просто придумывать текст без фотографии. Однако у меня есть идеи и фотопроект, над которым я уже работаю, и сейчас размышляю над тем, каким образом это всё будет воплощено в жизнь.
— Вы хотите сделать выставку?— Есть такой план. Я не хотела бы стать коммерческим фотографом, но мне интересно поработать в искусстве. Я путешествую по всей стране и за её пределами, изучаю советские канатные дороги, делаю фотографии. Недавно побывала на мастер-классе документалиста Валерия Нистратова из школы Родченко: он дал мне несколько полезных советов, и я буду продолжать работать в своём направлении.
— Если бы к вам сейчас обратился начинающий фотограф с вопросом: «Стоит ли заниматься фотоплёнкой?», каким будет ответ?— Я бы ответила «да». Я считаю себя одним из популяризаторов плёнки, продолжу этим заниматься и готова вовлекать людей, помогать советом в меру своих возможностей и знаний.
Источник:
PhotoEkb.ru