В администрации Екатеринбурга прогнозируют скорый конец одного из распространенных сегментов стритфуда — киосков по продаже шаурмы. Как полагают чиновники, в течение года этот вид фастфуда окончательно приестся горожанам, что приведет к падению спроса. Однако рестораторы предрекают шаурме долгую жизнь на фоне затянувшегося кризиса и падения благосостояния жителей города.
Свой прогноз о сокращении торговых точек стритфуда дала председатель комитета по товарному рынку горадминистрации Елена Чернышева.
«Я могу с уверенностью сказать, что пройдет еще полгода, и мы перестанем видеть у нас на каждом углу шаурму. У любого бизнеса существует срок жизни, и у любой потребности человека тоже существует срок удовлетворения. Поэтому максимум год, и все, кто сегодня является приверженцем шаурмы, я вас уверяю, уже пресытятся этим, а соответственно, и предложение снизится по количеству объектов, оказывающих эту услугу», — сказала Е. Чернышева.
Впрочем, это высказывание было связано больше не с прогнозом всего рынка общепита, а с недовольством Е. Чернышевой по отношению к хаотичному распространению киосков.
Эксперты и участники в сфере общепита Екатеринбурга, опрошенные УрБК, усомнились в правдоподобности этого прогноза.
«Рынок в целом непредсказуем, но шаурма существует многие годы, возможно, тысячелетия (если взять близкие к ней вариации). Она невероятно популярна в Германии уже многие годы. Я сомневаюсь, что жители города ею пресытятся. Ведь пищевые привычки и вкусы немцев и русских очень близки», — считает директор заведения «Подсолнухи. Необыкновенные пироги и десерты» Андрей Семенов.
«С высказыванием (Е. Чернышевой — прим. УрБК) в корне не согласен. Если ничего не делать, будут стоять, как стояли. Это тот сегмент рынка, где нужно регулирование. Многие киоски с шаурмой стоят уже годами — и ничего, не наелись. С чего вдруг сейчас возьмут и наедятся, не представляю. Никто не мотивирует разнообразить ассортимент видов стритфуда, поэтому предприниматели реплицируют удачное — в данном случае, шаурму и кебаб», — пояснил, в свою очередь, ресторанный критик Яков Можаев.
Генеральный директор компании «Ресторан» Олег Ананьев (среди его проектов — «Труффальдино», Le Bourg, «Швейк», «Вечера на хуторе») предположил, что Елена Чернышева имела в виду переформатирование самого формата в сторону усложнения блюд. По словам О. Ананьева, в Москве и Санкт-Петербурге при приготовлении шаурмы добавляют новые ингредиенты, чтобы привлечь покупателей на фоне роста конкуренции. Однако в Екатеринбурге на фоне падения благосостояния горожан до этого еще далеко.
«По моему мнению, сейчас в момент кризиса спрос определяет цена. Особенно это касается мест с высоким трафиком людей — вокзалы или рынки. Пока длится кризис, спрос будет определяться ценой. Если через год кризис закончится, то и спроса на шаурму в нынешнем виде не будет. Если экономические проблемы затянутся еще на три года, то ситуация останется прежней», — полагает гендиректор компании «Ресторан».
Как писал ранее УрБК, в Екатеринбурге с 2015 года наблюдается увеличение спроса на упрощенную кухню. В начале 2017 года амбассадор компании «ПИР» и координатор проекта «Завтра`к Шефа» Евгения Голомуз констатировала, что стритфуд будет двигателем ресторанной индустрии Екатеринбурга. Другие участники рынка прямо заявляли, что лицом индустрии общепита в период проведения в уральской столице матчей Чемпионата мира по футболу станут бургеры и шаурма.
В преддверии ЧМ-2018 следует ожидать, что этих киосков будет все больше и больше. Председатель комитета по товарному рынку горадминистрации признала, что муниципалитет ограничен в инструментах борьбы с распространением торговых точек. Неудивительно, что в этой связи городские власти рассчитывают, что киоски с шаурмой будут закрываться сами по себе.