Туристический потенциал Свердловской области представители туротрасли связывают сегодня с развитием промышленного направления. Именно оно вызывает интерес у гостей региона, в особенности это касается иностранных граждан. Между тем эксперты отмечают, что в настоящее время немногие компании готовы предложить турпродукт на своих промплощадках. Большинство коммерческих предприятий считают подобную деятельность нерентабельной и мешающей основному производству.
По словам главы Федерального агентства по туризму (ФАТ) Олега Сафонова, основы промышленного туризма в Свердловской области заложены еще Демидовыми. Это направление всегда имело наибольший потенциал с точки зрения привлечения гостей, и сегодня нужно его реализовать.
«В Свердловскую область прибывает большое количество туристов, в том числе иностранных. Но многие из них не останавливаются в Екатеринбурге, транзитом отправляясь в другие регионы. Нужно проработать такие турпродукты, чтобы гости здесь задерживались на несколько дней. В этом смысле у области большой потенциал, и одно из самых перспективных направлений — промышленный туризм. Я сам трудился на «Уралвагонзаводе» и прекрасно понимаю, насколько такие предприятия интересны для туристов», — пояснил на пресс-конференции в Екатеринбурге Олег Сафонов.
Глава ФАТ отметил, что для развития промышленного туризма в Свердловской области сегодня необходимо, чтобы руководители подобных предприятий подумали, что они могут предложить в качестве объектов показа без ущерба для безопасности и государственных тайн и сформировали привлекательный турпродукт. Информацию о нем участники турбизнеса будут доносить до широкого круга россиян и распространять за рубеж.
«Сегодня много говорят о том, что мы отстаем по технологиям от других государств, но есть отрасли, где Россия в числе лидеров: это вооружение, атомная энергетика, космическое направление и так далее. Это интересно в первую очередь иностранцам, мы постоянно получаем запросы на такие туры. Думаю, организационной площадкой для развития данного направления должен стать Урал, Свердловская область. Можно создать для этого общественную организацию наподобие союза курортных городов России», — поддержал позицию Олега Сафонова вице-президент Российского союза туриндустрии Александр Осауленко.
Однако эксперты обратили внимание, что для формирования массового турпродукта необходимо понять, насколько он будет рентабельным как для туроператоров, так и для самих предприятий. На этот вопрос пока нет однозначного ответа.
Так, первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Михаил Черепанов полагает, что сегодня индустриальный туризм в регионе находится на любительском уровне и не может считаться бизнесом. Поэтому руководители предприятий воспринимают экскурсии на свои площадки как отвлечение специалистов от работы и неохотно идут на участие в подобных программах.
«Я вижу здесь две проблемы. Первая — это сохранность инфраструктуры промышленного туризма. Исторически значимые артефакты, относящиеся ко временам «горнозаводской цивилизации», сегодня исчезают. Нужны законодательные акты, направленные на их сохранение. Вторая проблема — мотивы. Тема идеологии, позиционирования региона более актуальна для предприятий с госсобственностью. Для коммерческих же организаций промышленный туризм — это любительство, а не бизнес. Экскурсии приносят «копейки», но отвлекают профессионалов от производственного процесса, и чем больше интерес, тем больше потери», — считает Михаил Черепанов.
В то же время президент Уральской Торгово-промышленной палаты Андрей Беседин полагает, что при определенных условиях можно добиться достаточного спроса на подобные туры и запустить адекватные бизнес-процессы. Но эти туры должны не ограничиваться показом промышленных объектов, а быть комплексными.
«Все хотят увидеть промышленное лицо региона, и нам есть что показать. Для этого нужно грамотно «упаковать» промышленные элементы в туристические программы, включающие культурные, этнические составляющие, и обеспечить хорошую «подводку». Такая система работает во всех странах мира. Люди едут на конгресс, форум — и параллельно смотрят промышленные объекты, платят за это деньги. Это бизнес, он должен окупаться. В качестве целевой аудитории я бы сконцентрировался на китайцах, у которых есть большой интерес к нашей стране, и школьниках: для них это часть воспитательного процесса», — пояснил эксперт.
Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что потенциал Свердловской области в сфере развития промышленного туризма требует реализации. Но в условиях экономического кризиса далеко не все предприятия готовы вкладывать средства в формирование турпродукта, пока он остается лишь имиджевым фактором и не приносит ощутимой прибыли. Возможно, одним из драйверов развития промтуризма станет включение Урала с 2019 года в соответствующую федеральную целевую программу, однако пока о его рентабельности для крупных коммерческих организаций говорить не приходится.