В Свердловской области отпускные цены на свинину с начала года сократились на 19%. По словам сельхозпроизводителей, в течение года ее стоимость может меняться на 20-25% без объективных причин. При этом в рознице мясо продолжает дорожать. Ритейлеры объясняют ситуацию поведением посредников на рынке, которые поставляют продукцию в торговые сети.
С начала 2017 года отпускные цены на свинину у сельхозпроизводителей сократились со 105 руб. за кг до 85 руб. Об этом сообщил накануне в ходе заседания правительства Свердловской области директор ПАО «Каменское» Александр Бахтереев.
«Существуют трудности в реализации мясной продукции в Свердловской области. Несмотря на санкции, введенные на территории России по ограничению ввоза сельскохозяйственной продукции с 2014 года, цена на мясо КРС (крупный рогатый скот — прим. УрБК) практически не меняется уже три года — 110-115 руб. за кг живого веса. Цены на свинину отличаются меньшим постоянством — в течение года они могут изменяться на 20-25%. Если мы в начале года по 105 руб. продавали, то теперь — по 85 руб. за кг живого веса. При всем этом цены в магазинах на мясную продукцию неуклонно растут», — отметил А. Бахтереев.
По данным Росстата, в январе средняя розничная цена на свинину в Свердловской области (кроме бескостного мяса) составила 277,6 руб. за кг, показав рост к декабрю прошлого года на 0,8% и 3,15% в годовом выражении. В Екатеринбурге свинина подорожала до 273,75 руб. за кг с приростом в 1,1% к предыдущему месяцу и 6% к январю прошлого года. При этом в среднем по России показатель сократился на 2% и 1,3% соответственно, до 261 руб. за кг.
В свою очередь, средняя розничная цена 1 кг говядины в Свердловской области (кроме бескостного мяса) в январе достигла 348,5 руб., в Екатеринбурге — 346,9 руб. Как следует из данных Росстата, за год прирост показателя составил 6,8% и 7,8% соответственно.
Директор пищевого комбината «Хороший вкус» Михаил Смоляков связывает падение отпускных цен на свинину с началом Великого поста. По его словам, падение стоимости ощущают не только производители мяса, но и молочной продукции.
«Это может быть связано в том числе и с началом Великого поста. Сейчас все испытывают снижение — и мы, и молочники. Народ стал относиться к вере по-другому, поэтому первые неделю-две бывает так, что идет снижение. К Пасхе начнется масштабное увеличение реализации яйца, потребления мясных продуктов», — пояснил он.
Сокращение спроса на продукцию животноводства в период православного поста подтверждает председатель Союза фермеров Свердловской области Владимир Шашкин. При этом он отмечает, что в последнее время производством свинины в регионе занимаются только крупные и комплексные сельскохозяйственные предприятия. В свою очередь, фермеры были вынуждены уйти из отрасли из-за вспышки африканской чумы свиней (АЧС).
«По говядине рынок стабилен, но дело в том, что у нас в Свердловской области собственное производство не полностью закрывает потребности. Поэтому идет много импортного мяса», — прокомментировал В. Шашкин.
Сезонные колебания отпускной стоимости говядины есть, уверен Михаил Смоляков. Однако они не такие ощутимые из-за высокой доли импортной продукции.
«Говядина тоже меняется в цене. Может, это не так обсуждается, потому что она не является предметом реализации наших колхозников. Она вся импортная практически. У нас своей говядины очень мало. На охлажденную цена практически не меняется», — пояснил он.
В свою очередь, президент «Союз Ритейл» Александр Оглоблин считает, что на стоимость свинины у производителей влияет курс доллара США. По его словам, значительная часть свинины в магазины Свердловской области поступает из-за границы — Китая, Казахстана, Белоруссии. Поэтому укрепление российской валюты, которое мы наблюдаем в течение зимы, вынуждает местных производителей снижать цены, чтобы оставаться конкурентными.
«Если теоретически говорить о розничных ценах, здесь цены устанавливает тот, кто продукцию поставляет. Фактически наценка розничных компаний, как правило, колеблется в среднем около 10% — я имею в виду по мясу. Некоторые делают вообще минимальную наценку в 5%, так как это индикаторный товар, и, соответственно, розница на нем не зарабатывает, а старается привлекать покупателей. Если бы розница иногда просто не опускала цены до себестоимости, наверное, мясо в магазинах было бы значительно дороже», — уверен он.
В итоге остается неясным, каким образом цена на мясо в Свердловской области успевает вырасти в три раза на пути от производителя до конечного потребителя. При этом очевидно, что несмотря на позиционирование Свердловской области как региона с развитым животноводством, многие механизмы в сфере, в том числе по ценообразованию, остаются не до конца сформированными.