Статьи
16.01.2017

Авторынок: Минус 60% за три года

Авторынок: Минус 60% за три годаПоследние три года стали одними из самых худших в истории российского автопрома. На протяжении этого времени продажи автомобилей в России постоянно сокращались. Только за 2016 год объем реализации снизился на 11%, а за прошедшие 36 месяцев уровень падения превысил 60%. Как надеются эксперты, 2017 год сможет продемонстрировать постепенное увеличение спроса на автомобили среди россиян, однако без должной государственной поддержки рынку не удастся восстановиться.

Кризисные отличия

Нынешний экономический кризис уже не первый, который переживает российский автомобильный рынок. Однако, по мнению аналитиков, сегодняшняя картина существенно отличается от той, что была в 2008-2010 годах. Провал в прошлый кризис импортерами, дилерами и автопроизводителями был воспринят как временное явление. Уже в 2010 году сегмент получил существенную государственную поддержку в виде программы утилизации и льготного кредитования, в результате чего рынку удалось быстро восстановиться.

Однако к 2013 году стало ясно, что российский авторынок достиг своего максимума. К этому моменту он уперся в естественные ограничения, такие как численность населения, снижение доходов россиян, перенасыщение дилерских сетей, а также создание избыточных сборочных мощностей в отечественном автопроме.

В результате этого, несмотря на то, что официально экономический кризис в России начался с декабря 2014 года, падение продаж автомобилей началось еще в 2013 году. Тогда объем реализации снизился на 5,5%, однако большинство связывало это с перенасыщением рынка из-за рекордных продаж в 2012 году.

«Кризис 2008-2010 годов был не таким сильным, как нынешний. В тот период не было такого стремительного обесценивания валюты и не было удорожания автомобилей в два раза. Дело в том, что на российском рынке большинство автомобилей иностранного производства, либо собираюсь с использованием комплектующих из-за рубежа, в результате чего стоимость конечного продукта напрямую связана с курсом валют. Именно поэтому кризис 2014 года наиболее сильно ударил именно по автопрому», — пояснил представитель Федерации автовладельцев в Свердловской области Максим Едрышов.

Затяжное падение

В 2014 году спад в российской экономике начал усиливаться — цены на нефть упали на 60%, курс национальной валюты снизился вдвое, и все это происходило на фоне ухудшения внешнеполитической обстановки. Эти факторы естественным образом отразились на состоянии российского автомобильного рынка. Если еще в I квартале 2014 года можно было увидеть некоторое восстановление после падения в 2013 году, то уже к середине весны тенденция к снижению продаж приняла устойчивый характер. Общую картину не изменил даже декабрьский ажиотаж, когда россияне, в надежде сберечь свои накопления, начали массово скупать автомобили. В итоге в первый год валютного кризиса в стране объем продаж автомобилей снизился на 10,3% до 2 млн 491 тыс.

Следующий, 2015 год, стал одним из убыточных для автопроизводителей, реализующих автомобили в России. За указанный период было продано лишь 1,6 млн автомобилей, что на 35,7% меньше 2014 года. Из-за затяжного падения Россия с первого-второго места в Европе по объему проданных машин откатилась на пятое.

«В 2015 году произошло значительное снижение уровня продаж автомобилей на российском рынке. Это произошло в первую очередь из-за обесценивания национальной валюты. Автопроизводители начали постепенно поднимать цены, в результате когда цены на многие автомобили выросли на 30-40%, продажи встали, так как люди были не готовы приобретать машины за такие деньги. Плюс к этому в 2015 году наблюдалось ухудшение положения дел в банковском секторе — подорожали автокредиты», — пояснил М. Едрышов.

По мнению эксперта, еще одним фактором, поспособствовавшим падению продаж, стало удорожание КАСКО.

«Стоимость КАСКО в 2015 году выросла в три раза, и сейчас никого не удивляет цена за эту услугу от 60 тыс. руб. А учитывая то, что приобретая автомобиль в кредит, автовладелец должен приобрести и КАСКО, большинство потенциальных покупателей приняло решение отказаться от приобретения автомобиля», — отметил он.

2016 год сохранил тенденцию к падению продаж, однако уровень снижения изменился. По итогам прошедшего 2016 года было реализовано 1,4 млн автомобилей, что на 11% меньше, чем в 2015 году. В итоге за трехлетний период объем реализации автомобилей в России сократился на 57%. А если считать с рекордного по продажам 2012 года, то этот показатель падения достигает 63%.

По мнению аналитиков, снижение спроса на автомобили происходит в первую очередь из-за уменьшения реальных доходов населения. К тому же вследствие ухудшения экономической ситуации в стране многие программы господдержки автопрома были закрыты, а россияне лишились возможности приобретать автомобили по льготным кредитным ставкам. В результате если раньше автовладелец менял средство передвижения каждые 3-4 года, то сейчас этот показатель увеличился до 7-10 лет.

Неоднородность спроса

По данным аналитиков комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), практически все автомобильные марки, представленные на российском рынке, продемонстрировали снижение.

Как отмечают аналитики, в последние три года сильней всего страдал средний ценовой сегмент — автомобили класса C и D. Стоимость этих автомобилей варьируется от 1,5 млн до 2,3 млн руб. Сюда относятся Toyota Corolla, BMW 3, Volkswagen Golf, Renault Megane, Opel Astra, Audi A3, KIA Ceed, Ford Focus, Audi A4, Mercedes-Benz W201, Volkswagen Passat, Ford Mondeo.

В сравнении со средним классом комфортней всего чувствовали себя два сегмента: бюджетные автомобили и автомобили премиум-класса. Так, за последние три года продажи марки Lexus выросли на 28,27%. Компания Porsche увеличила продажи на 19,73%, а компания Jaguar нарастила объем реализации на 25,71%.

Между тем наиболее продаваемыми автомобилями в России остаются представители бюджетного сегмента. Так, лидером продаж по итогам последних трех лет является компания Lada, продажи которой с 2013 года упали на 44,7% (в 2016 году было продано 146,1 тыс. автомобилей). На втором месте находится KIA — падение на 27,12% (в 2016 году продано 81,6 тыс. автомобилей). На третьем месте Hyundai — минус 27,9% (в 2016 году реализовано 75,1 тыс.).

«Сегмент премиум-класса обычно живет вне рынка. За последние три года продавцы и производители подобных автомобилей говорят о том, что их продажи либо не изменились, либо даже увеличились. Что касается среднего класса автомобилей, то здесь действительно прослеживается значительное проседание. В первую очередь это связано с тем, что именно этот сегмент за последние три года показывает рост цен в три раза. Сегодня уже никого не удивляет, когда автомобиль стоит больше 1 млн руб. Все автомобили, стоимость которых до 1 млн руб., относятся к бюджетному сегменту», — рассказал представитель Федерации автовладельцев в Свердловской области.

Прогноз на 2017 год

По словам аналитиков, сейчас сложно прогнозировать, продолжится ли тенденция к снижению спроса или нет, так как это зависит от многих факторов, в первую очередь от состояния экономики. Однако, по мнению экспертов, для того, чтобы стимулировать авторынок России, необходимо в первую очередь снижать таможенные пошлины на ввоз машин из-за рубежа.

«На сегодняшний день размер пошлины на ввозимый автомобиль достигает половины стоимости машины. К тому же с этого года у нас в стране практически сложился запрет на ввоз иностранных автомобилей, если они не оборудованы системой ГЛОНАСС. Это нововведение, без сомнения, ударит по рынку», — пояснил М. Едрышов.

Между тем, согласно прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, 2017 год станет периодом восстановления российского авторынка и, вполне вероятно, по итогам следующих 12 месяцев продажи автомобилей вырастут до 4%.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
29.11.2016 С начала года продажи иномарок в России сократились на 16,5%

Продажи новых иномарок в России за десять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года сократились ...

29.11.2016 С начала года продажи иномарок в России сократились на 16,5%

УрБК, Москва, 29.11.2016. Продажи новых иномарок в России за десять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным ...

08.04.2016 С начала года продажи легковых автомобилей в России упали на 16,9%

Объем продаж легковых автомобилей и LCV (легкие коммерческие автомобили) в марте 2016 года упал в России на 10% до ...

08.04.2016 С начала года продажи легковых автомобилей в России упали на 16,9%

УрБК, Москва, 08.04.2016. Объем продаж легковых автомобилей и LCV (легкие коммерческие автомобили) в марте 2016 года ...

12.01.2015 Продажи автоконцерна Volkswagen AG в России за 2014 год сократились на 12,7%

УрБК, Москва, 12.01.2015. Немецкий автоконцерн Volkswagen AG по итогам 2014 года сократил продажи своих автомобилей на ...