Предприниматели Екатеринбурга продолжают жаловаться на мошенников, которые представляются сотрудниками Роспотребнадзора или, как говорили раньше, Санэпидемстанции (СЭС). Неизвестные звонят в компании города и предлагают приобрести брошюры для оформления «уголка потребителя» в обмен на свободу от проверок надзорного ведомства. Жертвами мошенников становятся салоны красоты, тату-студии и предприятия общественного питания.
Уже второй месяц Управление Роспотребнадзора по Свердловской области выступает с предупреждениями о мошенниках, которые выдают себя за сотрудников надзорного ведомства и выманивают таким образом деньги у предпринимателей. Как сообщают в пресс-службе ведомства, неизвестные звонят в компании сферы бытового обслуживания и общественного питания и предлагают приобрести брошюры для оформления «уголка потребителя» или дезинфицирующие средства.
«В случае согласия мошенники обещают предпринимателям освободить их от надзорных мероприятий. В очередной раз Управление Роспотребнадзора по Свердловской области напоминает гражданам, что надзорный орган не связан с коммерческой деятельностью, не осуществляет сбор средств на какие бы то ни было нужды, а надзорные мероприятия проводит в строгом соответствии с федеральным законодательством», — отмечают в ведомстве.
В социальных сетях жители Екатеринбурга пишут, что столкнулись с подобными мошенниками еще минувшим летом. Стоимость набора документов для «уголка потребителя» составляет 1,5 тыс. руб. По словам тату-мастера салона «Субкультура» Ивана Трикина, «инспекторы» пугают предпринимателей эпидемией гепатита в Свердловской области и настаивают на покупке средств марки «Клорсепт», который якобы рекомендован СЭС, стоимостью 3 тыс. руб.
«Мадам, назвавшаяся Генераленко Ириной Анатольевной, сказала, что «Клорсепт» рекомендован СЭС, и что приобретая его, мы получаем комплект для обработки (средство, перчатки, респираторы и т.д.), а также журнал учета, заключение СЭС о том, что у нас все чисто-красиво и, внимание (!), спустя несколько недель при проверке «показателей» они отмечают в какой-то там программе, что мы проверку прошли, и СЭС нас не трогает! Стоит все это удовольствие жалкие 3 000 рублей, и завтра утром к нам приедет курьер», — пишет он на своей странице в соцсети.
Отметим, что это не первый случай в Екатеринбурге, когда мошенники выдают себя за представителей надзорных органов. В июне 2015 года мужчина звонил в службы заказа такси, представлялся прокурором города и просил привезти на адрес прокуратуры Екатеринбурга различные продукты питания и спиртные напитки. А в 2013 году лже-прокурор назначал предпринимателям встречу и перед этим просил пополнить баланс на своем телефоне. Видимо, с тех пор граждане стали бдительнее и перестали верить «сотрудникам прокуратуры», а вот инспекторы Роспотребнадзора пока таких опасений не вызывают.
Использование недобросовестными гражданами названия Роспотребнадзора отметили уже и в федеральном управлении. Накануне ведомство заявило о незаконном распространении в интернете рекламы от организаций, которые для своего продвижения используют наименование Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека.
«В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ, включение в наименование юридического лица официального наименования РФ или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами президента РФ или актами правительства РФ, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном правительством РФ. Введение указанных ограничений связано с необходимостью не допускать заблуждения участников гражданского оборота по поводу того, уполномочено ли то или иное юридическое лицо на осуществление публично-правовых функций, участвует ли государство в капитале таких компаний», — говорится в сообщении.
Помимо Роспотребнадзора и его территориальных органов, а также государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, все остальные интернет-ресурсы не имеют права использовать наименование «Роспотребнадзор» в рекламе своей деятельности.
«Выявленные примеры продвижения в интернете грубо нарушают правила размещения рекламы в сети Google и правила размещения рекламы на «Яндексе», что явно свидетельствует о недостаточности принимаемых мер указанными компаниями по борьбе с недобросовестной рекламой или о нежелании противодействовать очевидному обману российских граждан», — сообщили в ведомстве.
По данным ГУ МВД по Свердловской области, мошенничество — единственный вид преступности, показатели по которому выросли за последний год. В целом по итогам 10 месяцев в регионе зафиксировано сокращение числа преступлений на 9%, а вот эпизодов мошенничества зарегистрировано на 4,5% больше. Всего за указанный период в области совершено 3 тыс. 750 преступлений данной направленности, то есть ежемесячно жертвами мошенников становятся сотни людей.