Статьи
27.09.2016

Без Паслера

Без Паслера26 сентября 2016 года устоявшаяся годами политическая система Свердловской области пережила резкую метаморфозу. Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер подал в отставку, а сама должность главы правительства была упразднена. Политическая система, при которой в области существуют одновременно и губернатор, и глава областного кабинета министров, была преобразована, исполнительная власть консолидирована.

Отметим, что пост председателя правительства был введен еще первым Уставом Свердловской области, разработанным в середине 1990-х годов командой Эдуарда Росселя. В новой редакции этого документа, написанной при следующем губернаторе Александре Мишарине, этот институт также сохранился. И только третий глава региона Евгений Куйвашев реализовал кардинальную реформу Устава, отказываясь от поста премьера.

При этом все областное правительство, согласно Уставу региона, ушло в отставку, и эксперты не исключают новых кадровых перестановок, которые могут затронуть финансово-экономический блок. Очевидно, что министр строительства и развития инфраструктуры Сергей Бидонько покинет свой пост в связи с избранием в Госдуму РФ. На работу в областной парламент перейдет первый вице-премьер Владимир Власов. В ближайшее время в кабинете министров могут произойти и другие изменения.

Под угрозой находятся главы тех ведомств, где сосредоточены основные финансовые ресурсы. В частности, эксперты упоминают министерство транспорта и связи, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития, министерство финансов. По одной из версий, отставки в кабинете министров будут массовыми, по другой — точечными.

Впрочем, помимо изменений сугубо политических, Свердловскую область могут ждать и серьезные экономические пертурбации. Не секрет, что в последние годы Денис Паслер замкнул на себе многие экономические процессы, начиная от помощи моногородам и заканчивая продажей проблемных госактивов. Целый рад программ финансовой поддержки крупных свердловских предприятий также был завязан лично на премьере областного правительства. Зачастую важнейшие вопросы решались Паслером в «ручном» режиме, а всплески социальной напряженности, связанные с сокращениями на крупных градообразующих предприятиях, гасились путем личных, часто — устных обещаний премьера «оказать финансовую помощь» и «обеспечить бюджет развития». Сегодня, когда Денис Паслер больше не возглавляет областной кабинет министров, все подобные программы и обещания оказались в подвешенном состоянии, а их реализация — под вопросом.

Пока же целый ряд «проблемных точек» на карте Свердловской области замер в ожидании дальнейших изменений в своей судьбе. Примеров «замороженных» конфликтов, «проблемных» предприятий и муниципалитетов, чья дальнейшая судьба зависит от личных гарантий и обещаний премьера, можно привести несколько десятков.

Список предприятий, которым «обещал помочь» Денис Паслер в последние годы, достаточно широкий. В нем фигурируют сысертский «Уралгидромаш», «Новолялинский целлюлозно-бумажный комплекс», алапаевский «Стройдормаш» и многие другие. Одним заводам премьер обещал «втянуть» их в областные или федеральные программы господдержки, другим пытался оказать содействие в реструктуризации задолженности через прямые переговоры с кредиторами. Третьи получали от региональных властей помощь в поиске новых инвесторов и потребителей. Все эти предприятия сейчас рискуют столкнуться с серьезными трудностями.

Типичный случай — «Верхнесинячихинский металлургический завод» (ВСМЗ). В августе 2016 года сотрудники предприятия объявили голодовку из-за задолженности по зарплате в размере 8,4 млн руб. 12 августа в Верхнюю Синячиху приехал Денис Паслер. Он лично пообещал работникам ВСМЗ, что в ближайшее время все долги будут погашены. После этого голодовка прекратилась, предприятие стало постепенно выплачивать заработную плату. Но на сегодняшний день некоторая часть задолженности до сих пор не погашена. Чем закончится конфликтная ситуация на заводе — не ясно. Новый инвестор на предприятие пока не зашел, и зайдет ли теперь — неизвестно.

Под вопросом остались и проекты Паслера по привлечению заказов для крупных уральских предприятий. Так, в прошлом году Денис Паслер пообещал «Уралбурмашу», что лично обратится к крупнейшим горно-металлургическим холдингам, которые работают в регионе (одним из них является УГМК) с просьбой закупить необходимое оборудование завода. Это позволило бы увеличить портфель заказов предприятия с 40 до 60 млн руб. После отставки премьера реализация этих планов оказалась под большим вопросом.

Кроме того, Денис Паслер в «ручном» режиме искал покупателей для проблемных предприятий, которые находились в собственности Свердловской области. К примеру, переговоры о продаже 100% акций ОАО «Свердловскавтодор» с потенциальными инвесторами вел лично областной премьер. Сперва в конце 2015 года практически достиг договоренности с «Новосибирскавтодором». Однако затем сделка сорвалась, и Паслер нашел нового покупателя в лице структуры, которая связана с УГМК. Не исключено, что существуют и другие аналогичные договоренности, о которых пока неизвестно общественности. Сейчас эти сделки могут сорваться.

Под вопросом оказались и устные договоренности Д. Паслера не только с бизнесом, но с главами муниципалитетов. Сравнительно недавно премьер пообещал выделить свердловским городам дополнительные средства на ремонт дорожной сети (на 37% больше, чем было запланировано изначально). Всего в 2016 году Каменску-Уральскому предполагалось перечислить 200 млн руб., Нижнему Тагилу — 300 млн руб., Первоуральску — 150 млн руб., Серову — почти 100 млн руб. Наверняка существуют и другие договоренности с городскими властями, которые нигде законодательно не закреплены. Следовательно, после отставки Дениса Паслера их гипотетически могут не исполнить в полном объеме. Будет ли новый кабинет министров готов продолжать линию предыдущего председателя правительства и не откажется ли от многих проектов Дениса Паслера — покажет время.

Эти проблемы накладываются на общую дестабилизацию политической системы области, связанную с периодом деятельных изменений структур исполнительной власти. Люди, бывшие символами незыблемости этих договоренностей и несшие персональную ответственность за их реализацию, сегодня либо уже потеряли свои посты, либо находятся в состоянии И.О. с неясными перспективами на будущее.

В ситуации, когда меняется не просто схема управления регионом, а вся складывавшаяся десятилетиями система центров властных отношений и принятия решений, бизнесу крайне сложно понять, с кем решать существующие проблемы и насколько действенны и реальны формальные и неформальные договоренности, принятые и утвержденные еще совсем недавно.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
23.06.2014 Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер ушел в отпуск

УрБК, Екатеринбург, 23.06.2014. Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер в период с 20 по 30 июня ...

08.10.2013 Денис Паслер: Сокращение бюджета не коснется социальных гарантий и программ развития региона

УрБК, Екатеринбург, 08.10.2013. Сегодня председатель правительства Свердловской области Денис Паслер озвучил ...

26.03.2013 Денис Паслер предложил перенести областные министерства в муниципалитеты

УрБК, Екатеринбург, 26.03.2013. Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер предложил перенести ...

19.06.2012 Денис Паслер официально возглавил правительство Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 19.06.2012. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал указ о назначении на пост ...

15.06.2012 Должность первого заместителя председателя правительства Свердловской области по социальным вопросам может занять Владимир Власов

УрБК, Екатеринбург, 15.06.2012. Кандидат на должность председателя правительства Свердловской области Денис Паслер ...