Свердловская область продолжает терять долю на российском авторынке. По данным агентства «Автостат», на сегодняшний день в сегменте новых легковых автомобилей она составляет всего 2,6%, существенно уступая не только столичным регионам, но и Татарстану, Краснодарскому краю, Башкортостану, Самарской и Ростовской областям. Эксперты отмечают, что это может быть связано с особенностями организации производства в регионе и снижением доходов населения в моногородах, зависимых от терпящих убытки предприятий.
В последние месяцы российский рынок новых легковых автомобилей замедлил падение: за январь-август текущего года оно составило 8,4% к аналогичному периоду 2015 года.
«В прошлом году казалось, что «дно» нашего авторынка уже достигнуто, но теперь мы видим, что ему еще есть куда падать. Тем не менее сегодня экономическая ситуация несколько стабилизировалась, резких ценовых скачков уже не наблюдается, и снижение показателей замедлилось по сравнению с 2015-м и началом текущего года. Это общероссийская тенденция, затрагивающая все регионы страны», — отметил представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов.
Однако показатели Свердловской области сокращаются существенно быстрее среднероссийских. Так, за 8 месяцев 2016 года, по данным «Автостата», объем регионального рынка составил 20 тыс. 985 автомобилей, что почти на 3,5 тыс. штук или 14,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Вследствие более высокого темпа падения доля региона на российском авторынке снизилась за последние два года с 3,3% до 2,6%.
По мнению директора агентства «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаила Чаплыгина, из сопоставимых по численности населения регионов Свердловская область уступает в первую очередь территориям, близким к основному производителю российских легковых автомобилей.
«Самара и Казань — лидеры по продажам «АвтоВАЗа». Поэтому там объемы хоть и падают, но меньше. Я считаю, что именно популярность вазовской продукции дает толчок ряду регионов — в Свердловской области этого нет. В остальном же она не слишком отличается от других территорий», — пояснил эксперт.
В то же время Максим Едрышов отмечает, что столь выраженная отрицательная динамика на свердловском авторынке может быть связана с наличием в регионе муниципалитетов, зависимых от убыточных промышленных предприятий. Их население в наибольшей степени ощутило на себе влияние кризиса и отказывается от покупки новых автомобилей как импортного, так и отечественного производства.
«В нашей области много моногородов, где градообразующие предприятия испытывают самые тяжелые последствия кризиса. Зарплаты у людей падают, происходят массовые увольнения, и деньги приходится тратить на самое необходимое, а не на автомобили», — рассказал он.
По мнению независимого финансового аналитика Григория Вахитова, ситуация усугубляется тем, что банки отказывают в кредитах как самим предприятиям из «группы риска», так и их работникам.
«Значительная часть продаж новых автомобилей осуществлялась за счет кредитов, и сейчас их получить гораздо тяжелее, чем раньше. К тому же, в Свердловской области велика концентрация промышленных предприятий, работающих в сферах, неохотно кредитуемых банками. Я думаю, сюда можно отнести и тяжелое машиностроение, и строительство. Когда сотрудники таких организаций приходят и просят кредит, банки им отказывают», — полагает эксперт.
В результате, по словам Максима Едрышова, многие жители региона или вообще откладывают покупку автомобиля, или берут подержанное авто возрастом 3-5 лет. Такие транспортные средства стоят гораздо дешевле и позволяют сэкономить.
Об этом свидетельствует также исследование «Автостата», согласно которому Свердловская область по объему рынка легковых автомобилей с пробегом находится на пятом месте в стране после Москвы и Московской области, Краснодарского края и Санкт-Петербурга. За январь-июль 2016 года объем продаж составил 87 тыс. штук, что на 6,3 тыс. штук превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Рост составил 7,9% — в первую очередь за счет реализации подержанных иномарок.
Таким образом, по мнению экспертов, ожидать положительной корректировки показателей первичного авторынка Свердловской области сегодня не приходится. Банкротства промышленных предприятий, увольнения сотрудников и невыплаты зарплат в регионе продолжаются, кредиты остаются труднодоступными — в таких условиях сегмент новых легковых автомобилей будет и дальше сокращаться.