За почти два года нестабильной экономической ситуации население России, можно сказать, адаптировалось к новым экономическим реалиям. Если летом 2014 и 2015 годов российские репетиторы с хорошей репутацией отмечали резкое снижение спроса на свои услуги, то теперь констатируют возвращение к конкурентному рынку. В то же время посреднические порталы отмечают резкое снижение спроса на услуги при росте цен и увеличении числа репетиторов, в том числе без соответствующего опыта.
Рынок репетиторства вернулся к докризисной норме, когда выбор преподавателя определяет его репутация, а не стоимость услуг, рассказала УрБК одна из учительниц Екатеринбурга. Если в предыдущие два лета родители предпочитали экономить на этом виде услуг, то теперь адаптировались к новым реалиям.
«У меня не было учеников прошлым летом и позапрошлым. В этом году у меня перебор. Более того, последние два года набирались в основном только выпускники, 9 и 11 классы, то есть родители готовы были вкладываться исключительно в экзамен, экономили на всем. Сейчас у меня большая часть учеников среднего звена, 5, 6, 7, 8 класс. Многие занимаются по два-три раза в неделю. У людей появились деньги. Люди находят, где сэкономить, адаптируются», — рассказала собеседница УрБК.
В то же время крупные сервисы по подбору репетиторов отмечают резкое падение спроса на указанный вид услуг. По словам генерального директора «Мир Репетиторов» Дмитрия Кулагина, за последний год в компании зафиксировали сокращение рынка на треть на фоне увеличения стоимости услуг и числа репетиторов.
«Конечно, снижение рынка есть. По нашим подсчетам, на 35% за последний год. Люди стали экономить на таких вещах, как репетиторы для своих детей или для себя, если речь о студентах. Потом очень сказалось повышение стоимости самих услуг. Соответственно, по рынку мы такой спад получили. Тенденция идет где-то с сентября прошлого года, и на сегодняшний день улучшения мы не видим. При этом количество репетиторов увеличилось. У нас много заявок от новых репетиторов. Причем и от студентов, и от достаточно профессиональных репетиторов, и даже тех, кто вообще не занимался репетиторством. Видимо, Медведев сказал идти в бизнес, вот и пошли», — прокомментировал он УрБК.
Объяснить резкое падение спроса на сайтах посредников можно двумя факторами. Во-первых, в рамках оптимизации расходов родители стали бережнее относиться к выбору репетиторов, а потому ориентируются в первую очередь на рекомендации друзей и знакомых.
«По сарафанному радио в этом году очень много детей. Они приводят за собой друзей и родственников. Я закрыла анкету на сайте посредника в середине августа. Заказов — море, телефон разрывается. Я отказываю. Показательно, что у меня есть два знакомых учителя. Одна с маленьким опытом и плохой репутацией, сидит без учеников. Вторая — статусный педагог с отличной репутацией. Завалена заказами. Нормальный конкурентный рынок! Все вернулось на круги своя», — считает представительница сферы.
Во-вторых, еще одной причиной для сокращения спроса на услуги репетиторов у посредников может стать вмешательство руководства школ. Так, по словам родителей екатеринбургских школьников, в образовательных учреждениях появился новый тренд — платные занятия по подготовке к экзаменам, на которые учителя активно «вербуют» детей, убеждая, что знают лучше сторонних репетиторов их уровень подготовки и индивидуальные проблемы.
«В нашей школе практикуется организация курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, которые позиционируются как альтернатива занятиям с репетиторами. Это платная образовательная услуга для учащихся с 8 класса: ее стоимость составляет 200 рублей за академический час. Занятия проводятся в группах после основных уроков или до них, если дети учатся во вторую смену. При этом детям и родителям организаторы курсов намекают, что тем, кто на них записался, будет гораздо проще остаться в нашей школе, потому что они получат некую специфическую подготовку, необходимую для образовательного учреждения «повышенного статуса» — лицея. Таким образом, услуга воспринимается как «добровольно-принудительная», — поделилась с УрБК жительница Екатеринбурга, чьи дети посещают один из городских лицеев.
Таким образом, падение реальных доходов населения из-за кризиса привело к тому, что жители России пересмотрели свои траты, за счет чего родители смогли снова ориентироваться при выборе репетиторов на репутацию, а не на стоимость услуг. Благодаря этому репетиторы с хорошим опытом и отзывами не испытывают трудностей при наборе учеников, в то время как посреднические организации оказались лишним звеном в этой схеме. В свою очередь, помочь учителям в условиях кризиса решили и сами школы, организуя платные дополнительные занятия для целых классов. При этом не стоит забывать, что в большинстве случаев рынок репетиторских услуг остается в тени, поэтому оценить его реальную глубину не представляется возможным.
Валерия Кабанова