Западные страны зачастую выступают идейными новаторами и «законодателями мод» в различных сферах деятельности. Так, сегодня активно набирает популярность такое «ноу-хау», как рестораны без бесплатного доступа в сеть Интернет, а также полная блокировка сигнала мобильного телефона. Однако если на Западе предприниматели надеются таким образом привлечь еще больше посетителей в свои заведения, то рестораторы Екатеринбурга уверены, что отказ от общедоступного Wi-Fi приведет лишь к очередным потерям и клиентов и дохода.
Как отмечают американские маркетологи, на сегодняшний день использование бесплатногоWi-Fi клиентами ресторанов снижает их обороты. Если раньше бесплатный интернет выступал в качестве мотиватора для посетителей, сейчас вместо того, чтобы активно заказывать еду, потребитель просто «сидит в телефоне», что влияет на средний чек.
Именно поэтому сегодня часть рестораторов решила отказаться от предоставления бесплатного доступа к сети Интернет, заранее предупреждая своих клиентов объявлениями в стиле: «У нас нет Wi-Fi не потому, что мы жадные, просто общайтесь, с кем пришли».
Некоторые европейские бизнесмены решили пойти еще дальше и полностью заблокировали сигнал 3G модуля у себя в заведениях с помощью «клетки Фарадея», которая не позволяет пропускать электромагнитные сигналы вышек мобильной связи извне.
Тем временем некоторые российские эксперты уверенны, что российские рестораторы в скором времени позаимствуют идею отказа от бесплатного Wi-Fi.
«Такая тенденция сейчас особенно заметна на Западе. Можно прогнозировать, что она проникнет и в нашу страну. И в России появится больше ресторанов и кафе без мобильной связи, ведь, как часто мы видим, семьи и компании за столом все чаще молчат, уткнувшись в собственные телефоны», — рассказал «Российской газете» декан факультета гостиничного и ресторанного бизнеса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
Между тем владельцы екатеринбургских ресторанов и кафе не разделяют оптимизма эксперта. По их мнению, на сегодняшний день город, да и в целом весь ресторанный бизнес страны, не готов отказаться от предоставления клиентам бесплатного доступа в интернет.
«Мы отличаемся от Европы тем, что мы не туристическая страна. На Западе высокий туристических трафик, а у нас нет. Туристу не важно, есть ли бесплатный интернет в ресторане или нет, он приехал отдыхать. Европейским бизнесменам тоже не нужен интернет, потому что они приходят в кафе поесть. Именно поэтому иностранные рестораторы могут позволить себе подобные эксперименты, не боясь за свои доходы», — рассказал руководитель проектов «Труффальдино», «Вечера на хуторе», «Красна хата», «МИО» и генеральный директор Le Bourg 1905 Олег Ананьев.
По его мнению, местные рестораны посещают одни и те же клиенты, а не туристы. Они приходят в заведения и по работе, и просто посидеть отдохнуть, и для них важно наличие интернета.
«Для местных жителей посидеть в Wi-Fi тоже является отдыхом, поэтому подобные нововведения у нас точно пока не приживутся», — сказал О. Ананьев.
По мнению экспертов, в данном случае дело не сколько в менталитете европейского и русского человека. Они уверены, что на Западе только малая часть бизнесменов-экспериментаторов готова пойти на такой серьезный шаг, другие же не смогут отказаться от предоставления интернета только потому, что это может привести к оттоку клиентов.
«Несомненно, всегда будут такие заведения, в которых делаю так, чтобы посетители ни на что не отвлекались, как, например, в казино нет ни окон, ни часов, чтобы люди не понимали, сколько времени прошло. Не так давно на одной из выставок презентовали концепцию ресторана, где полностью отсутствует система лояльности, где столики и коридоры для официантов расположены на разных уровнях, также в этих ресторанах нет камер видеонаблюдения. Все это позволяет клиенту сохранить полное инкогнито и дает человеку возможность отдохнуть ото всех. Но это все очень специфическая ниша. Полный отказ от бесплатного интернета и блокировка сигнала мобильного телефона точно так же подойдет далеко не всем», — рассказал директор Freelance café и Traveler’s coffee Алексей Гресько.
По его словам, сейчас, если зайти в любое заведение Екатеринбурга, можно увидеть, что большинство «сидит в телефоне, планшете или ноутбуке» и активно использует Wi-Fi. Идея заблокировать все вряд ли найдет своих последователей. Некоторые только ради интернета и приходят в заведение, и, увидев, что в нем нет доступа в сеть, уйдут.
«В нынешнее время рестораторы, конечно, готовы пойти на все что угодно, лишь бы посетитель шел. Однако это нововведение скорее принесет больше вреда, чем пользы», — сказал А. Гресько.
Между тем некоторые участники екатеринбургского рынка пунктов общественного питания считают, что отказ от предоставления Wi-Fi пойдет только на пользу заведениям, однако подходить к этому проекту нужно с умом.
«Отказ от бесплатного интернета для ресторанов и баров пойдет только на пользу, а вот блокировка мобильного сигнала, скорее всего, является нарушением прав человека. Абсолютно отказаться от привычки «сидеть в телефоне» не получится, потому если нет Wi-Fi, будет LTE. Это очень полезная идея, но она должна быть более продуманной, как, например, закон о запрете курения в общественных помещениях», — высказался владелец кофейни «Лакмусс» Александр Сизов.
По его словам, возможен вариант с плавным переходом на новые порядки. Например, днем есть интернет, а вечером нет, или зонирование помещения, как в случае с курящей и не курящей зоной.
«Для баров и ресторанов это хорошая идея, так как Wi-Fi «убивает» всю барную культуру. Если заняться этим проектом всем сообществом, каких-то глобальных потерь не будет. В случае если это будут делать отдельные личности — это может стать «фишкой» заведения как определенный вид маркетинга», — подытожил А. Сизов.
Несмотря на разные мнения участников рынка, на сегодняшний день можно сказать, что ресторанный бизнес Екатеринбурга еще не готов к таким радикальным переменам. Между тем, вполне вероятно, что в скором времени мода по отказу от повсеместного использования гаждетов и интернета дойдет и до российского потребителя и позволит местным заведениям завлекать клиента не бесплатным доступом в сеть, а сервисом и качеством блюд.