В Екатеринбурге предприниматели снижают цены продажи готового бизнеса: по оценкам экспертов, с начала 2016 года в среднем они упали на 50%. Дорогостоящие объекты из-за низкого спроса «вымываются» с рынка, уступая место бюджетным вариантам стоимостью до 5 млн руб. При этом растет число «бутафорских» проектов, не выдерживающих проверку на рентабельность.
По словам президента НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области» Анатолия Филиппенкова, малый и средний бизнес мобилен и быстро реагирует на меняющуюся экономическую ситуацию, поэтому сегодня уральцы проявляют достаточную активность и в продаже бизнеса, и в его приобретении.
«Однако средняя цена продажи снижается. Если раньше предприниматели покупали в западных фирмах полностью готовые комплекты «под ключ», то теперь стараются все что можно сделать на месте и заказывают за рубежом лишь то оборудование и те комплектующие, которые в России не изготовить. Это позволяет сэкономить», — пояснил он.
По словам Анатолия Филиппенкова, еще одним фактором, влияющим на стоимость готового бизнеса, являются цены на недвижимость в Екатеринбурге, которые с середины 2014 года неуклонно снижаются.
«Сегодня средний готовый бизнес в уральской столице — это помещение площадью 740 кв. м., стоимостью 17,2 млн руб. В декабре 2015 года такой объект стоил почти 35 млн, а его площадь была равна 1 232 кв. м. Стоимость квадратного метра снизилась с 28 тыс. 300 до 23 тыс. 300 руб., то есть на 18%. Хотя объем предложения остался на прежнем уровне, заметно изменилась его структура: дорогие объекты готового бизнеса уходят с продажи, уступая место более бюджетным», — сообщает портал N1.RU.
Аналитики портала отмечают, что по стоимости объекта сегодня лидируют производственные помещения и спортивные центры: в среднем их продают по 35-37 млн руб. Такой бизнес, как правило, занимает большие площади и реализуется вместе с оборудованием, что и обусловливает высокую цену. По объемам предложения на первые места за прошедшие полгода вышли арендный бизнес, общепит, салоны красоты и магазины непродовольственных товаров.
Что касается спроса, по словам руководителя компании «УралДело» Евгения Ганеева, лучше всего продаются объекты в ценовом сегменте от 700 тыс. руб. до 1,5 млн руб. На более дорогие варианты стоимостью свыше 5 млн руб. покупатели находятся значительно реже. Однако в отличие от периода начала кризиса, предприниматели смотрят не только на цену: они хотят, чтобы бизнес был интересным.
«Сегодня хорошо продается все, что относится к автомобилям: мойки, магазины автозапчастей, службы аренды и проката. Кроме того, в этом году мы отмечаем всплеск интереса к объектам, связанным со стройкой, например, небольшим предприятиям по изготовлению стройматериалов. Привлекательна и околобанковская сфера: это кредитные службы, посредники между заемщиком и банком. Они продаются по франшизе и дают хорошую выгоду. Однако это не касается микрофинансовых организаций: подобный бизнес, наоборот, отталкивает покупателей», — рассказал Евгений Ганеев.
Эксперт также отмечает, что на рынке растет число «бутафорских» бизнесов, которые при проверке показывают полное отсутствие рентабельности. Эта тенденция проявилась с началом экономического кризиса и наблюдается до сих пор.
«В основном это разнообразные интернет-проекты, на которых люди не смогли ничего заработать, и теперь пытаются продать по франшизе. Число таких объектов продолжает увеличиваться: сегодня в среднем только 1 из 20 поступающих к нам заявок о продаже бизнеса выдерживает все проверки, и принимается на реализацию», — пояснил Евгений Ганеев.
Предложение в сфере аренды готового бизнеса тоже изменилось за прошедшие полгода. Руководитель N1.RU в Екатеринбурге Оксана Сидлецкая отмечает, что и в данной сфере прослеживается тенденция к снижению цен.
«Предложений по-прежнему немного, но цены снизились: если в декабре в среднем арендовать бизнес можно было за 133,5 тыс. руб. в месяц, сейчас цены держатся в районе 87,4 тыс. руб. К аренде стали предлагать помещения меньшей площади, это по-прежнему в основном кафе, салоны красоты и ногтевые студии», — пояснила она.
Таким образом, экономическая ситуация заставляет предпринимателей Екатеринбурга активно подстраиваться под изменения на рынке — покупать и продавать бизнес в поиске наиболее рентабельного для конкретных условий варианта. При этом граждане стали более обдуманно относиться к процедуре приобретения готового дела, стараются просчитать все риски и максимально сократить расходы. В то же время существенное снижение цен говорит об уменьшении финансовой обеспеченности предпринимателей, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса.