Екатеринбург является одним из наиболее привлекательных городов России для поездок на выходные и праздники, ежегодно он становится площадкой многих крупных мероприятий, в том числе международных. Это создает хороший потенциал для привлечения гостей города к посещению интересных мест и маршрутов не только в пределах уральской столицы, но и на территории всей Свердловской области. Однако развитию внутрирегионального туризма препятствует отсутствие необходимой инфраструктуры, позволяющей туроператорам возить большие группы отдыхающих.
По данным туристических сервисов, Екатеринбург из года в год входит в десятку самых привлекательных для туристов российских городов. Так, согласно рейтингам Travel.ru и «ТурСтат», в топ-10 по популярности поездок на День России он оказался на шестом месте после Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, опередив крымские города. При этом в периоды проведения масштабных международных мероприятий число гостей уральской столицы возрастает многократно.
«Сезон только начался, и мы видим, что интерес туристов к маршрутам по Свердловской области не быстро, но растет. По «Самоцветному Кольцу Урала» заявки в основном идут на июль-август, более короткие маршруты, рассчитанные на один вечер, пользуются большим спросом в период «Иннопрома» и других крупных деловых мероприятий», — рассказала исполнительный директор туроператора «По Самоцветному Кольцу Урала» Мария Галкина.
В то же время эксперты отмечают, что развитие внутрирегионального туризма буксует из-за инфраструктурных проблем, которые каждый сезон встают перед турфирмами, но не могут быть решены их собственными силами. В первую очередь речь идет о дефиците средств размещения, особенно остром в дни масштабных событий, а также нехватке объектов придорожного сервиса.
«Мы занимаемся организацией экскурсионных туров по Уралу и, осуществляя трансфер групп на больших автобусах, столкнулись с существенной проблемой. На маршруте есть много кафе, но в них в лучшем случае два туалета, причем в основном расположенных на улице и совершенно не соответствующих современным представлениям об удобствах. Когда приезжает группа 40 человек, приходится ждать как минимум по 30-40 минут, чтобы люди смогли, отстояв очередь, туда попасть», — рассказал директор турагентства «Дискавери» Марсель Гиниев.
По его словам, во время крупных событийных мероприятий в Екатеринбурге активные туры в Невьянск и «Оленьи ручьи» пользуются популярностью у иностранцев, в частности, испанцев и туристов из Болгарии. Но отсутствие самых необходимых элементов инфраструктуры вызывает у гостей из-за рубежа глубокое непонимание.
«У нас уже есть места, такие как Синячиха, Ганина Яма, имеющие свое имя, структуру, хороших экскурсоводов. Но чтобы туда возить большие группы, нужно организовать удобства в пути», — пояснил Марсель Гиниев.
Мария Галкина отмечает, что за последний год в этом направлении фактически ничего не сделано, несмотря на переговоры представителей турсообщества с областными властями.
«Одним из основных вопросов является выделение земель инвестору, в том числе для размещения объектов инфраструктуры. Переговоры об этом с министерством инвестиций Свердловской области идут, вроде бы какие-то действия предпринимаются, но в этом сезоне результатов мы, к сожалению, уже не увидим. Федеральное финансирование проекта «Самоцветного кольца Урала» также остановилось из-за бюрократических накладок», — рассказала она.
По словам исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, тревогу вызывает тот факт, что в соседних регионах подобная работа ведется более активно, что приводит к оттоку частного капитала из Свердловской области в Челябинскую и Пермский край.
«Проблемы средств размещения, придорожного сервиса — общие для большинства российских территорий. Их можно эффективно решать путем привлечения частного капитала. Но инфраструктура строится под определенные турпотоки, которые нужно обеспечить. Для этого необходимо участие в межрегиональных программах, интеграция в федеральные проекты, что подразумевает тесное взаимодействие областных структур с профсообществом и с федеральным центром. Провал этой работы в Свердловской области приводит к тому, что мы не можем гарантировать инвесторам поддержку, и они уходят в иные направления бизнеса или в другие регионы», — рассказал эксперт.
Таким образом, по словам участников рынка, в новый туристический сезон Свердловская область вступила со старыми проблемами, и какого-либо движения в направлении их решения в обозримом будущем не ожидается. Действующие проекты поддерживаются усилиями частных инвесторов, которые постепенно покидают регион, и это объясняется не кризисом в экономике, а неэффективностью бюрократической системы.