Напряженная экономическая обстановка, а также обострение проблемы международного терроризма заставляют россиян задуматься об отдыхе в пределах страны. Участники рынка ожидают, что в 2016 году рост внутреннего туризма составит 30% за счет переориентации турпотоков. Однако, по мнению части экспертов, этот прирост может не затронуть Свердловскую область: туристическая инфраструктура региона почти не развивается, привлекательного турпродукта создается недостаточно.
Сегодня среди российских городов и областей нарастает конкурентная борьба за привлечение туристов, не имеющих финансовой возможности или опасающихся летать за рубеж. По словам директора Центра развития туризма в Свердловской области Эльмиры Тукановой, в регионе активно формируется предложение, которое может стать интересным не только для жителей области, но и для гостей из других регионов России, а также других стран.
«Мы готовимся к приему увеличившегося числа туристов. Так, с 2013 года развивается проект «Самоцветное Кольцо Урала», предлагающий туры выходного дня с хорошей экскурсионной программой. Кроме того, детским группам предлагается программа «Урал для школы»: это направление активно продвигают уже 10 туроператоров. Также в регионе работают 12 горнолыжных центров, и заполняемость на новогодние каникулы у них достигает 100%, работают санатории, реализуется программа поддержки событийных мероприятий. В целом интерес к региональному турпродукту по сравнению с прошлым годом вырос на 15%», — рассказала она в ходе пресс-конференции.
В то же время эксперты отмечают, что такие объективные показатели, как заполняемость отелей Екатеринбурга и области, остаются в лучшем случае на прежнем уровне. Если в 2013 году она составляла в среднем 58-60%, на сегодняшний день не дотягивает до 50%.
«Учитывая ситуацию в стране и высокую конкуренцию в отельном бизнесе Екатеринбурга, цена за номер по сравнению с предыдущим годом не изменилась, и в среднем составляет 3,5 тыс. руб. за номер. Загрузка отелей с начала года находится на уровне 47%, и в случае увеличения числа туристов их будет где разместить», — пояснила президент НП «Клуб отельеров Екатеринбурга» Людмила Михайлова.
Что касается санаториев региона, они не слишком охотно включаются в сферу гостеприимства, продолжая работать в большей степени как медицинские учреждения.
«За последние 5-7 лет наши санатории в основном отказались от больничной терминологии — «пациентов» и «палат» — в пользу «гостей» и «номеров»: это уже шаг вперед. Хотя развлечений, анимации для детей там по-прежнему немного, это все-таки лечебные учреждения», — отметила президент Урало-Сибирской курортной ассоциации Ольга Гаврилова.
Кроме того, среди подобных организаций только одна категорирована и имеет звездность. Это отчасти затрудняет выбор свердловских лечебно-профилактических учреждений туристами из других регионов.
«Большая часть санаториев строилась в 60-е годы прошлого века, поэтому для категорирования им нужен серьезный ремонт, соответственно, большие финансовые затраты. Однако мы надеемся, что ко времени проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году ситуация изменится», — пояснила Ольга Гаврилова.
В целом, несмотря на определенную работу, проводимую турсообществом Свердловской области и отдельными представителями бизнеса, рассчитывать на существенный рост въездного турпотока региону не стоит.
«Перераспределение турпотоков будет в те регионы, которые прикладывают к этому усилия, где созданы для этого предпосылки и есть инвестиции. Что касается Свердловской области, стартовав раньше других, сегодня она проигрывает в конкурентной борьбе и теряет показатели. Основной проблемой здесь является отсутствие эффективного взаимодействия региональной власти и бизнеса: все проекты почти целиком развиваются за счет частных инвесторов, участие в федеральных программах ограничивается «Самоцветным Кольцом Урала», — рассказал исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
Таким образом, по оценкам участников рынка, региональный турпродукт оказался не в состоянии помочь свердловским турфирмам остаться на рынке в условиях падения продаж зарубежных туров, а также запрета на отдых в Египте и Турции. Эксперты прогнозируют в ближайшей перспективе уход с рынка половины турагентств.
«Уже сегодня мы видим, что турагентства стали прекращать работу. Сейчас в основном их персонал занимается не продажами, а работой с клиентами, чьи путевки были аннулированы. Около 50% таких компаний будут вынуждены покинуть рынок», — сообщила директор «Детского бюро путешествий», член правления Уральской ассоциации туризма и Российского союза туриндустрии Наталья Ларионова.
По мнению экспертов, благоприятная для развития регионального туризма ситуация на российском рынке — явление временное. И если за этот период Свердловская область не сумеет сделать значимый шаг в формировании привлекательного турпродукта и соответствующей инфраструктуры, дальнейшее развитие данного сегмента бизнеса будет еще более затруднительным.