Чистая прибыль международного аэропорта Екатеринбурга «Кольцово» по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) сократилась в I квартале 2016 года в 10 раз и составила 26,5 млн руб. Ранее стало известно, что компания намерена к 20 июня сократить 107 из 1 826 своих сотрудников. В первую очередь это обусловлено глубоким кризисом на рынке международного туризма. Из-за снижения платежеспособного спроса, а также «закрытия» Турции и Египта уральцы стали массово отказываться от поездок за границу.
«На протяжении I квартала 2016 года авиационная отрасль продемонстрировала замедление роста, связанное с ослаблением национальной валюты, удорожанием зарубежного туристического продукта и, как следствие, снижением спроса на международные перевозки, в первую очередь на направлениях массового туристического спроса», — сказано в отчете.
По данным компании, положительная динамика внутренних авиаперевозок (объем пассажирских перевозок за I квартал 2016 года увеличился на 27,8%) не компенсирует спад международных (на 40,2%).
«Данная тенденция ухудшилась за счет действующего запрета на полеты в Египет и Турцию — традиционно популярные направления среди граждан России. Как результат — спад на международных направлениях относительно прошлого года усилился», — говорится в материалах.
Отметим, что за весь 2015 год чистая прибыль аэропорта «Кольцово» сократилась сразу на 60% (до 719 млн руб.). Выручка снизилась с 4 млрд 692 млн руб. до 4 млрд 425 млн руб. Валовая прибыль — с 2 млрд 430 млн руб. до 2 млрд 62 млн руб. Всего аэропорт обслужил более 4 млн 247 тыс. 541 пассажира, что на 6% меньше, чем в 2014-м.
В 2016 году падение пассажиропотока продолжилось. В частности, в майские праздники аэропорт «Кольцово» обслужил 115 тыс. пассажиров, это на 4,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Рост внутренних перевозок на 16,2% или 12 тыс. человек нивелировало сокращение международных. В майские праздники прошлого года только на рейсах в Анталью, Хургаду и Шарм-эль-Шейх было обслужено 24 тыс. пассажиров. Самыми популярными с 29 апреля по 9 мая стали направления рейсов в Москву, Санкт-Петербург, Ларнаку, Сочи и Симферополь», — отмечают в пресс-службе «Кольцово».
По словам исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, ситуация в других аэропортах Большого Урала (Тюмени, Перми, Уфе, а также других городах) значительно хуже, чем в Кольцово.
«В этих городах сокращение зарубежных турпрограмм в ряде случаев достигает 90%. В отличие от них, свердловский аэропорт имеет серьезные преимущества. Во многом это обусловлено объективными причинами. Екатеринбург — столица округа. Поэтому здесь размещена масса консульских учреждений, визовые центры, представительства национальных турофисов, штаб-квартиры крупнейших операторских компаний. Также можно выделить эффективную политику УК «Кольцово», которая находится в постоянном контакте с авиакомпаниями и турсообществом. Это помогает сохранять турпоток», — сообщил Михаил Мальцев.
По мнению эксперта, в настоящее время против Кольцово действует два негативных фактора. Первый — общеэкономическая ситуация. Второй — политика федеральных авиакомпаний по «стягиванию» туристов в московский авиаузел, в первую очередь в Шереметьево.
В настоящее время предпосылок для улучшения ситуации на рынке международного туризма нет. По прогнозу Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2016 году падение составит 30%.
«Даже открытие Египта и Турции принципиально не улучшит ситуацию. Наши опросы свидетельствуют о том, что примерно 1,5 млн человек планируют переориентироваться на Краснодарский край, 1,5 млн — на Крым, но 2-3 млн при этом все равно планируют в 2016 году отправиться за границу», — отметил вице-президент АТОР Дмитрий Горин.
По этой причине финансовые показатели аэропорта «Кольцово» в 2016 году с высокой долей вероятности будут продолжать ухудшаться. Ситуация улучшится только после окончания экономического кризиса и восстановления платежеспособного спроса. Пока перспективы рынка международного туризма выглядят туманно, следовательно, нет предпосылок для роста пассажиропотока в «Кольцово».