Более двух месяцев прошло с тех пор, как министерство по управлению госимуществом Свердловской области (МУГИСО) стало полностью регулировать рынок наружной рекламы Екатеринбурга. Еще на стадии передачи полномочий эксперты отмечали, что это внесет неразбериху в устоявшийся порядок размещения рекламных конструкций. Однако недавний арест главы МУГИСО Алексея Пьянкова по подозрению в получении взяток и вовсе может затормозить работу ведомства, которая и так была фактически не начата. Как оказалось, министерство до сих пор не провело ни одного аукциона по размещению билбордов в городе.
Напомним, что на прошлой неделе главу МУГИСО Алексея Пьянкова арестовали на два месяца, вместе с ним под следствием находятся его замы.
Такое положение фактически парализовало работу министерства. Однако и без этого в ведомстве не спешат с выполнением обещанного. Судя по всему, отобранных у Екатеринбурга полномочий оказалось слишком много для сотрудников МУГИСО: с момента получения функции регулирования рынка наружной рекламы ведомство так и не объявило ни одного аукциона на размещение новых конструкций, отмечают участники рынка.
«В последнее время никаких изменений не было, новой информации не поступало, до сих пор находимся в ожидании обещанных аукционов по установке новых конструкций. Сроков нам никогда не называли, даже примерных: просто говорят, что в этом году будут. Периодически приходят предписания о сносе нелегальных конструкций — с начала года порядка 15 получили», — прокомментировали УрБК в одном из рекламных агентств города.
На конец апреля сотрудники МУГИСО признали незаконными 400 объектов «наружки» в центре Екатеринбурга из 1 700. Данные конструкции не имеют разрешительной документации или установлены с нарушением законодательства. Часть из них может быть легализована, однако у 250 не удалось установить даже владельцев. В итоге ведомство будет демонтировать объекты за счет бюджета.
При этом в Свердловской области хватает незаконной «наружки»: по подсчетам специалистов, из 25 тыс. конструкций официально согласовано не более тысячи. Между тем за пределами Екатеринбурга сотрудники ведомства проблем словно не видят. В свою очередь, по данным ГИБДД, за прошлый год почти две сотни ДТП в регионе произошли именно из-за неправильно установленных объектов.
Отметим, что ранее министр А. Пьянков заявлял, что 90% рекламных объектов в Екатеринбурге не соответствуют новому ГОСТу, а потому —
нелегальны.
«С 1 марта 2016 года вступит в силу новый ГОСТ, который определяет технические требования. В этой связи 99% средств наружной рекламы в Екатеринбурге следует признавать незаконными», — заявлял министр.
До этого ГОСТ носил рекомендательный характер, и, естественно, многие участники рынка пренебрегали его исполнением. Поэтому новый, обязательный стандарт парализовал бы работу рекламного рынка не только в Екатеринбурге, но и во всей России. В связи с этим операторам дали еще 4 года, чтобы привести свои конструкции в надлежащий вид. То есть до 2020 года сносить не соответствующие ГОСТу конструкции при наличии разрешительной документации нельзя.
Тогда в МУГИСО
приступило к разработке собственной концепции развития рекламного рынка региона, которая предполагает снос 53% конструкций в центре Екатеринбурга (около 1,2 тыс. единиц). Стоит ли говорить, что с арестом А. Пьянкова участники рынка вздохнули с облегчением – теперь появилась надежда, что обещанного сноса не будет.
Отметим, что по
словам замглавы администрации муниципалитета, начальника департамента по управлению муниципальным имуществом Вадима Дударенко, у администрации города такая концепция развития рынка уже была разработана и утверждена профильной коллегией. Но в МУГИСО предпочитают разработать свой документ, для чего представителей ведомства необходимо отправить в служебные командировки в Москву или Санкт-Петербург для обмена опытом.
Параллельно с этим сотрудники министерства инспектируют город на выявление нелегально установленных конструкций. В ведомстве прогнозируют полное окончание мониторинга лишь к началу III квартала 2016 года. В свою очередь участники рынка продолжают ждать обещанных аукционов — количество рекламных щитов сокращается, что не слишком благотворно влияет на рынок в преддверии предвыборной гонки.
Между тем ряд экспертов по-прежнему считает, что весь передел рынка наружной рекламы в Екатеринбурге затеян в том числе для предвыборных кампаний. Сотрудники ведомства вполне могут подогнать концепцию так, чтобы вне закона оказались объекты оператора, который, к примеру, размещает рекламу оппозиционной партии. Поэтому в ведомстве и не спешат разыгрывать участки под новые конструкции.
Ситуация осложняется тем, что все руководство МУГИСО подозревают в получении многомиллионных взяток. При этом общественники
вскрывают все больше сомнительных историй с участием А. Пьянкова. На фоне этого рынок наружной рекламы может окончательно перейти из стадии стагнации в устойчивое падение, оставшись без какого-либо регулирования со стороны госорганов.