За 2015 год продажи легковых и коммерческих автомобилей в Екатеринбурге сократились почти вдвое. Динамика падения оказалась даже выше, чем в среднем по России, где она составила около 37%. Количество выданных автокредитов также сократилось: в Свердловской области падение достигло 57%, существенно превзойдя средние по стране показатели. Эксперты сходятся во мнении, что в 2016 году ситуация еще более обострится, что может привести к уходу с рынка значительного числа компаний-автодилеров.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за прошедший год российский автомобильный рынок снизился на 35,7% или на 890 187 штук проданных новых легковых и коммерческих автомобилей.
«Декабрь с продажами 147 тыс. оказался лучшим месяцем в 2015 году, оставаясь в то же время чрезвычайно далеким от абсолютного декабрьского рекорда в 270 тыс., показанного годом ранее. С имеющимся результатом декабря годовые продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей достигли отметки 1,6 млн единиц, что на 890 тыс. или 35,7% ниже, чем показатель 2014 года, равный 2,49 млн единиц», — сообщил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорк Шрайбер.
Острый дефицит ликвидности на рынке эксперты связывают с падением платежеспособного спроса, удорожанием импортных автомобилей и комплектующих, а также недоступностью кредитных ресурсов.
Так, за прошлый год американская компания Ford сумела продать в России около 31 тыс. автомобилей, тем самым показав уровень на 45% меньше, чем в 2014 году. Подобная тенденция складывается и у других иностранных компаний.
В меньшей степени пострадал отечественный автопроизводитель: доля Lada на рынке РФ увеличилась на 1,5 процентного пункта — до 17,9%. Однако объемы продаж «АвтоВАЗ» в России, по данным «Автостата», уменьшились на 30,5% к прошлому году — до 269 тыс. 96 штук. В 2014 году концерн реализовал 387 тыс. 307 автомобилей Lada.
Следует отметить, что в Екатеринбурге, доля которого в общем объеме продаж автомобилей в стране составляет около 2,7%, ситуация еще более острая. Председатель комитета по товарному рынку администрации муниципалитета Елена Чернышова оценила сокращение городского авторынка в 48%, связав это в первую очередь с уходом компании General Motors из России и падением платежеспособности населения.
По данным аналитического агентства «Auto-Dealer-Екатеринбург», за 11 месяцев 2015 года в Екатеринбурге продано 38 830 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 45% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам экспертов, худшими месяцами по динамике падения продаж оказались ноябрь и март, когда объемы продаж сократились на 54 и 55% соответственно. В декабре негативные тенденции продолжились.
По итогам всего периода произошла смена лидера среди иномарок. Hyundai (падение продаж 29%), который в этом зачете 10 месяцев подряд был на первом месте, уступил первенство Toyota (падение на 43%). Положительную динамику по итогам всего года в топ-10 брендов показывает только UAZ (рост на 8%).
О масштабах падения авторынка свидетельствует также существенное снижение объемов автокредитования, произошедшее несмотря на рост доли кредитных авто с 35,23% до 37% в целом по России.
Так, по информации 3,5 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 2015 году количество купленных в кредит автомобилей составило 485,3 тыс. единиц, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 41,0% (в 2014 году — 823,4 тыс. единиц). Особенно сильное падение выдач было отмечено в I квартале 2015 года — более чем в 3 раза к прошлогоднему уровню.
При этом показатели Свердловской области оказались хуже средних по стране. По расчетам НБКИ и «Автостата», произведенным на основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ, в регионе объем рынка в 2015 году составил 36 177 автомобилей, а объем выданных автокредитов — 14 331 единицу, что на 57,2% меньше уровня 2014 года. При этом доля автокредитов в объеме рынка достигла 39,6%.
На фоне резкого снижения продаж многие автодилеры начинают сворачивать свою деятельность или банкротиться. Только в Екатеринбурге, по словам Елены Чернышовой, в 2015 году закрылись 6 автосалонов, еще 8 сменили дилерство.
В Арбитражный суд области один за другим поступают иски о банкротстве таких предприятий. В отношении крупнейшего дилера Peugeot и Citroen на Среднем Урале — компании «Авантайм» — решение уже принято. Иски о несостоятельности ЗАО «УралФрансАвто» и его руководителя Александра Иванского, а также ООО «Атлантик Лада» (официальный дилер Lada в Екатеринбурге) находятся на рассмотрении суда.
«Некоторые игроки начинают уходить с рынка. Сейчас поменялась сама концепция взаимодействия автодилера и потребителя. Если раньше дилеры в основном зарабатывали за счет продаж, то сейчас значительную долю выручки они получают от обслуживания. Те компании, которые не могут вовремя перестроиться, вынуждены свернуть свою деятельность», — заявил представитель комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов.
Следует отметить, что, по прогнозам экспертов, тяжелая ситуация на авторынке продлится не менее трех лет.
«В 2016 году ситуация будет не лучше. Роста мы не ожидаем, эта тенденция может сохраниться до 2018 года», — сказала Елена Чернышова.
По прогнозам АБЕ, в целом по России продажи снизятся еще на 4,7% в сравнении с 2015 годом, до 1,53 млн штук, при условии, что не будет изменений в системе господдержки автомобильного сектора. Эксперты отмечают, что в итоге банкротства автодилеров могут принять массовый характер.