С нарастанием кризисных явлений в экономике все больше екатеринбуржцев пополняют сегмент покупателей эконом-класса. Однако возвращаться к формату вещевых рынков, популярному в 90-е годы, они не торопятся. Предприниматели, арендующие площади в рыночном комплексе «Таганский ряд», фиксируют двукратное уменьшение покупательской активности: многие граждане, привыкшие к качественным товарам и определенному сервису, предпочитают отказаться от покупки, но не приобретать «китайский ширпотреб».
Кризис резко сократил число клиентов рыночных комплексовРеализаторы, работающие на рынке много лет, отмечают, что за день им удается совершить 1-2 продажи. Выручки хватает в только на то, чтобы покрыть расходы на аренду и обеспечить себя самым необходимым для жизни.
«Даже перед Новым годом, когда обычно наблюдается повышенный спрос, покупателей было мало. Обычно в этот период мы успевали заработать достаточно, чтобы скомпенсировать январь-февраль, когда продажи падают, особенно на улице. Нынче же удалось только «отбить» аренду и обеспечить текущие расходы. После праздников число клиентов еще уменьшилось», — пояснил реализатор Аслан Тарамов.
Даже в павильонах посетителей крайне малоВпрочем, в администрации рыночного комплекса полагают, что снижение покупательной способности населения обеспечит компании стабильный приток покупателей.
«У нас есть постоянные клиенты: «Таганский ряд» рассчитан на эконом-класс, и с развитием кризиса таких граждан все больше. Поэтому и в прошлом году, и в этом покупателей достаточно, чтобы стабильно работать», — рассказал начальник отдела рекламы и маркетинга ЗАО «Таганский ряд» Алексей Суров.
Между тем посетители рынка отмечают, что качество представленной продукции зачастую не соответствует ее стоимости. Кроме того, многие торговцы не выдают кассовые чеки, не предоставляют элементарных услуг, к которым жители Екатеринбурга давно привыкли, что снижает интерес граждан к подобному формату.
Некоторые торговцы не пережили кризис, их места пустуютКроме того, цены на рынке выросли пропорционально росту доллара США. По словам продавцов, несмотря на то, что предложение изначально ориентировано на нижний ценовой сегмент, екатеринбуржцы зачастую не могут себе позволить даже эти товары.
«По сравнению с благополучным позапрошлым годом, покупателей стало примерно на 50% меньше. И даже те, кто приобретает наши товары, зачастую не могут заплатить цену, которую мы объявляем: просят скидки, торгуются практически до оптовой цены, многие настроены агрессивно. Кроме того, людей стало очень трудно уговорить на покупку второй вещи: берут лишь самое необходимое», — рассказал арендатор торгового места в уличном ряду.
Тем не менее пустующих мест как в павильонах, так на открытой площадке, не более 10%. Арендаторы продолжают работу даже при минимальной рентабельности, отмечая, что трудоустроиться в более доходном бизнесе сейчас практически невозможно.
«Нам деваться некуда: тут склады, товар, и его нужно продавать. В прошлом году арендные ставки были снижены процентов на 20, что позволило нам выжить в условиях резкого падения спроса, хотя многие предприниматели успели разориться. И сейчас некоторые торговые места пустуют, но их меньше по сравнению с первой волной кризиса, прошедшей в начале 2015 года. Работа в Екатеринбурге позволяет хоть как-то жить: на родине ситуация хуже», — рассказал Аслан Тарамов.
Торговцы арендуют места на улице, стремясь сэкономитьРаботники рыночного комплекса сходятся во мнении, что в 2016 году ситуация вряд ли изменится. Ощутимого перетока клиентов из магазинов и бутиков они не ожидают, однако настроены держаться за свои рабочие места любой ценой в надежде на то, что через год-два кризис пойдет на спад.