Снижение платежеспособности екатеринбуржцев вынуждает их сегодня жить в режиме экономии и искать места, где привычные товары можно приобрести по более низкой цене. В этой ситуации, казалось бы, можно ожидать всплеска интереса покупателей к недорогой продукции китайского производства, реализуемой на вещевых рынках города. Однако предприниматели, арендующие площади в торговом комплексе «Таганский ряд», фиксируют значительное снижение числа клиентов и двукратное уменьшение доходности своего бизнеса.
Многие торговые места на рынке не используются, на их дверях висят объявления о сдаче в аренду. В уличных рядах таких пустующих мест от 10 до 80%.
Владельцам торговых площадей все сложнее сдать их в арендуЗдесь, по мнению арендаторов, отчасти сказывается сезонность: не всякий товар на Урале удобно зимой продавать под открытым небом. Но в прошлые годы сокращение числа предпринимателей, работающих на улице, было менее значительным.
Больше всего пустующих торговых мест в уличных рядахНесмотря на то, что стоимость аренды осталась прежней, многим бизнесменам она стала неподъемной из-за снижения объема продаж и изменения валютного курса, резко повлиявших на доходность их деятельности.
«Стало тяжело: люди покупают намного меньше, чем раньше. Рентабельность бизнеса снизилась примерно на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Арендную плату пока нам не поднимали, но поскольку курс доллара США значительно изменился, нам пришлось поднять цены на 50-70%. Например, раньше оптовая цена на брюки была 450 руб., теперь — 650 руб.», — отметила реализатор Аида Алиева.
В торговых павильонах также наблюдается снижение числа продавцов и покупателейВ закрытых помещениях ситуация несколько лучше: первые этажи заполнены практически на 100%, однако на вторых этажах многие павильоны закрыты. В самом торговом предприятии объясняют это «мертвым сезоном», наблюдающимся ежегодно.
«В январе и феврале действительно некоторое количество площадей оставалось свободным, но это не столько из-за кризиса, сколько вследствие сезонного снижения активности покупателей. Мы считаем, что весной ситуация изменится к лучшему», — рассказали в пресс-службе ЗАО «Таганский ряд».
Между тем торговцы отмечают, что в текущем году сезонный спад продаж оказался особенно убыточным для бизнеса.
«Январь-февраль для нас — «мертвый сезон», но обычно мы продолжали работать и в этот период. Однако в 2015 году такая работа оказалась совершенно нерентабельной, и многие павильоны закрылись. Сейчас некоторые из них возобновляют работу, но большая часть предпринимателей оказалась банкротами. Проблема еще и в том, что выручка в рублях обесценилась по отношению не только к доллару США, но и, допустим, к киргизскому сому, и нам стало гораздо менее выгодно работать в России», — пояснила Аида Алиева.
Многие торговцы не пережили «мертвый сезон»Чтобы не потерять оставшихся покупателей, предпринимателям приходится частично компенсировать скачек доллара США за свой счет: поднять цены соответственно курсу мало кто рискует.
«Цены повысились достаточно заметно: те товары, которые мы продавали по 50 руб., теперь стоят 70-80 руб., то есть рост составил около 50%. И этого увеличения мало, так как мы закупаемся в Москве и в Китае за доллары США, а доллар вырос почти в два раза. Но людям все равно приходится покупать — хотя бы самое необходимое», — рассказала индивидуальный предприниматель.
Эксперты отмечают, что с течением кризиса вещевые рынки все же могут рассчитывать на переток некоторого числа клиентов из магазинов и бутиков. Но эта тенденция не скомпенсирует сокращения товарооборота, наблюдающегося сегодня во всех сферах розничной торговли: значительная часть граждан сегодня ограничивается покупкой предметов первой необходимости, что существенно снижает общий объем приобретаемых товаров.