Кризисный 2015 год стал периодом замедления рынка уральских стартапов. Эксперты отмечают несколько тенденций. Во-первых, на фоне нестабильной экономической ситуации заметно снизилась активность инвесторов. Во-вторых, начинающие бизнесмены еще не перестроились под новые реалии и зачастую ждут «чуда». Вместе с тем разработчики из-за кризиса уже не могут постоянно поддерживать жизнеспособность своих проектов. Финансовые проблемы сказываются на качестве стартапов, что делает их в итоге малопривлекательными для инвесторов.
Настоящий «бум» уральских стартапов эксперты наблюдали после первой волны кризиса — в 2011-2012 годах. По словам директора акселератора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Дмитрия Калаева, в этот период Екатеринбург занял лидирующие позиции по стране по числу рождающихся стартапов. Уже тогда специалисты отмечали высокую смертность проектов, что, в принципе, было нормальной тенденцией. Как отмечает Калаев, в мировой практике признанным уровнем закрытия стартапов является 70-90% от общего числа.
«Проекты всегда закрываются. Всего лишь несколько из сотни стартапов «выстреливают». Стартап — это временная форма предприятия, которая нужна только для того, чтобы проверить — это бизнес или снова опыт», — сказал руководитель проекта «ЕТранспорт» Михаил Авдеев.
Причины закрытия стартапов из года в год оставались прежними: неконкурентоспособный продукт, переоценка проекта. Генеральный директор JetStyle Александр Кулаков отмечает, что негативно на успех стартапа влияла некомпетентность самой команды разработчиков.
Эксперты также указывают на то, что в большинстве случаев причиной провалов является оторванность разработчиков проектов от реальности. Зачастую авторы не всегда могут подстроиться под требования клиентов.
«Ключевой проблемой является то, что многие основатели стартапов ждут чуда: «стоит выпустить продукт, и он сам начнет продаваться». Конечно же, это неправда: более половины компетенций, усилий и инвестиций идет именно на построение продаж и привлечение клиентов. В стартапах по разным причинам этим начинают заниматься или слишком поздно, или вообще забывают о такой задаче», — считает директор акселератора ФРИИ.
Однако с прошлого года начали проявляться тенденции, которые негативно повлияли на весь рынок. В первую очередь из-за падения экономики изменились настроения инвесторов. До 2013 года разработчики могли привлечь деньги клиентов для рискованных и долгосрочных идей. На сегодняшний день ввиду падения покупательской способности инвесторы с осторожностью подходят к новым проектам.
«Сейчас главной тенденцией я бы назвал снятие «розовых очков»: инвесторы и клиенты стартапов хотят видеть результаты в виде первых продаж, положительной экономики продаж или других показателей в ближайшие несколько месяцев. Ждать много лет, а потом начинать зарабатывать деньги уже никто не готов», — сказал Дмитрий Калаев.
«Никто не отменял FFF-инвесторо (инвестиции от друзей — прим. ред.), а вот инвестиции на следующем раунде найти сложнее. Просто потому, что с условным миллионом долларов сегодня гораздо сложнее расстаться, чем вчера. А с условным миллионом рублей — еще не так страшно», — отмечает Александр Кулаков.
По его словам, для инвесторов сейчас интересны проекты, которые могут сразу выйти на мировой рынок. Однако в этой связи остается вопрос, насколько уральский рынок в его современном виде готов выпустить продукты, которые покорят зарубежье.
Ряд экспертов отмечают, что разработчики по-прежнему не перестроились под новые реалии и ожидания клиентов. Неудивительно, что снижается активность самих разработчиков по ряду причин. Так, по словам Михаила Авдеева, из-за падения собственных доходов авторы не могут уделять своим проектам много времени. В нынешних условиях им важнее заниматься основной работой, которая приносит стабильный доход. Естественно, что такое отношение не способствует развитию продукта. Генеральный директор JetStyle, в свою очередь, полагает, что причиной снижения интереса к рынку уральского стартапа является отсутствие новых открытий.
«Я думаю, что дело не в снижении экономики, а в том, что первая волна романтиков уже закончилась, а для второй нужны громкие истории успеха. Есть несколько потенциальных проектов, которые, возможно, выстрелят и станут такими историями», — считает специалист.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что в 2016 году на рынке может произойти очередной «бум». Однако это будет не следствием растущего энтузиазма, а увеличением числа безработных.
«Увольнения и сокращения штатов в корпорациях, отсутствие вакансий соответствующего уровня подтолкнет людей начать свой бизнес. Однако на этот шаг многое пойдут просто от безысходности. Такой бизнес будет чахлым и слабым, потому что роста нет, кредитов нет, надежды нет. Это то, что называется «индекс предпринимательской уверенности». За последние 25 лет он, этот показатель, достиг минимума», — полагает директор компании FREEE WiFi Russia Михаил Климарев.
Естественно, что созданный от безысходности стартап будет больше похож на самозанятость, чем на развитие или стремление на мировые рынки. По мнению директора FREEE WiFi Russia, в нынешних условиях о выходе проекта на зарубежных клиентов можно рассчитывать, лишь переехав за границу.
Впрочем, и для разработчиков на Среднем Урале пока остаются перспективные варианты. Среди них специалисты указывают на сферу P2P-экономики (продажа избыточных ресурсов), систем лояльности для ресторанов и другие потребительские решения, связанные с интеграцией реального мира и интернета. Однако, как отмечает Калаев, инвесторы продолжают «голодать» по интересным проектам. Когда и где можно ожидать действительно востребованный продукт, навряд ли кто может предугадать. Энтузиазм уральского рынка стартапа оптимизма пока не внушает.
Сергей Беляев