Приближается пора новогодних корпоративов, однако, по оценкам участников рынка, екатеринбургские рестораторы и праздничные агентства сегодня недосчитываются примерно половины клиентов, в том числе постоянных. Так, за истекший год часть компаний прекратила свое существование, большинство оставшихся предприятий продолжают работать в режиме жесткой экономии. Соответственно, расходы на праздники они либо не планируют вовсе, либо значительно урезают: роскошные банкеты с дорогими артистами и фейерверками уходят в прошлое.
Даже по сравнению с предыдущим, уже неблагополучным для бизнеса Новым годом, которому предшествовали экономические санкции и резкая девальвация рубля, эксперты отмечают падение спроса на новогодние корпоративы на 30-50%.
«Несмотря на то, что мы занимаемся праздниками почти 20 лет и имеем опыт работы во все кризисные периоды, мы видим, что такого низкого спроса не было никогда. По сравнению с прошлым годом он уменьшился примерно в 2 раза. Хотя примерно 98% наших клиентов приходили к нам из года в год, нынче многие из них отказались от празднования, поскольку денег нет. Причем это были небедные организации, раньше они заказывали большие и интересные развлекательные программы», — рассказал администратор event-агентства «МегаШоу».
Участники рынка отмечают, что в первую очередь при организации праздничных мероприятий компании стараются сэкономить на приглашенных звездах и прочих дополнительных услугах, таких как фейерверки, а также фото- и видеосъемка.
«Как и все отрасли, индустрия праздника испытывает кризис. Если брать рынок в целом, объем заказов, я думаю, существенно уменьшился, хотя наша компания остается востребованной. Клиенты экономят в первую очередь на артистах. И хотя в Екатеринбурге есть и мероприятия, куда приглашены звезды, большинство организаций стараются выбрать хорошего ведущего, а все остальные услуги, в том числе заказ артистов и фейерверки — только если бюджет позволяет», — отметили в праздничной компании «Колесница Судеб».
По словам администратора компании «МегаШоу», бюджеты мероприятий сократились минимум вдвое, многие организации приняли решение отказаться от аренды банкетных залов и ограничиться приглашением ведущего в офис.
«Довольно большая часть компаний, которые все-таки решились праздновать, собрались проводить корпоратив в офисе, чтобы не тратиться на аренду кафе и ресторанов. Но даже те, кто заказывает большую программу, расходуют на 50-60% меньше денег, чем раньше. Средний чек составляет 20-25 тыс. руб. на 50 человек. Сюда входит работа ведущего, звукорежиссера, аренда оборудования, реквизит и транспортные расходы», — пояснил он.
В «Колеснице Судеб» также отмечают, что в этом году заключено много договоров только на услуги ведущего.
В то же время екатеринбургские компании стараются не отказываться вовсе от проведения праздника. Президент НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области» Анатолий Филиппенков полагает, что сложный для бизнеса год сплотил коллективы, повысил корпоративную ответственность, и это побуждает компании все-таки находить приемлемый для них формат новогодних мероприятий.
«Ситуация усложняется, в бизнесе все хуже и хуже с деньгами, в среднем доходы предприятий сократились процентов на 20 за год. Но главное для компаний, чтобы выжить сегодня — это люди, команда. От посторонних, тех, кто был недостаточно эффективен, мы освободились, остальные работали очень напряженно, понимая, что все в одной лодке — и руководство, и рядовые сотрудники, и партнеры. И сейчас людям нужна разрядка, чтобы не сломаться и набраться сил, хорошее настроение, общение с танцами и шампанским — пусть и без больших затрат», — пояснил он.
Участники рынка отмечают, что рост числа заказов пришелся на прошедшую неделю. Многие организации, ранее не планировавшие проводить праздник для сотрудников, в последний момент изыскали такую возможность.
«Месяц назад мы фиксировали снижение числа заказов на проведение новогодних корпоративов примерно на 30% по сравнению с прошлым годом. Но сейчас по мере приближения праздников видим, что оно возрастает. Люди разобрались с бизнесом и стремятся все-таки отметить», — рассказали в ресторане La Ronde, расположенном в Атриум Палас отеле.
Такую же тенденцию наблюдают и в event-агентстве «МегаШоу».
«Часть наших постоянных клиентов, ранее уже отказавшихся от услуг агентства, узнав о том, что цены у нас не выросли и есть возможность получить скидку, в последние дни пересмотрели свое решение и все-таки оформили заказ», — отмечает администратор компании.
Таким образом, прибыль предприятий event-индустрии и рестораторов от проведения новогодних корпоративов в этом году окажется минимальной. По мнению Анатолия Филиппенкова, сегодня российские компании приходят к западному формату организации праздников, который в среднем примерно втрое экономнее привычного для наших соотечественников и подразумевает тщательную оценку всех расходов с точки зрения их целесообразности.