В Екатеринбурге почти год под видом салона Present Spa работают последователи продавцов скандально известной косметики Desheli. Данное заведение завлекает своих жертв «презентационным массажем». По отзывам клиентов, после процедур им навязывают подписание договора, который фактически обязывает их приобрести косметику в кредит. Суммы при этом колеблются от 16 до 80 тыс. руб.
Эксперты отмечают, что подобная схема «честного отъема денег у населения» не нова. В Свердловской области за этот год уже было выявлено несколько подобных салонов. Выяснялось, что у таких заведений нет права на предоставление косметологических услуг или массажа. Специалисты не исключают, что процесс работы таких точек направлен на введение клиента в заблуждение.
Салон Present Spa (ООО «Шарм»), расположенный по адресу улица Вайнера, 9а в бизнес-центре «Нахимов», не имеет ни вывесок, ни рекламы. Представители компании сами находят своих жертв, обзванивая конкретную базу. В самом салоне клиентам поясняют, что номера набираются с сайтов бесплатных объявлений или же добываются за счет «обработанных» людей.
Как пояснила УрБК одна из клиенток, ее пригласили на двухчасовой «презентационный массаж». При этом обязательным условием посещения является наличие паспорта, что сразу настораживает некоторых. Однако из двух часов посещения сам массаж занимает только 15-20 минут. Затем, пользуясь тем, что клиент во время процедуры расслабляется, сотрудники салона на протяжении 1,5 часов занимаются продвижением своих товаров и услуг.
«После массажа шеи мне по неизвестной причине стало дурно — я себя плохо контролировала. Далее мне предложили подписать договор на оказание услуг — это около 80 тыс. руб. К нему прилагалось согласие на закуп препаратов, которые будут использоваться в ходе процедур. Это уже стоит около 16 тыс. руб.», — сказала клиент, пожелавшая остаться неизвестной (заключенный договор есть в распоряжении УрБК).
Одновременно с этим клиенту предлагают оформить кредит, даже если у него есть средства. Посетители, осознав на следующий день, что в такой дорогостоящей услуге не нуждаются, требуют расторгнуть договор. Present Spa договор действительно аннулирует, но только на оказание косметологических услуг. В праве отказаться от препаратов сотрудники салона клиенту отказывают.
Отказаться от препаратов клиент уже не имеет права, поскольку салон их якобы уже закупил, и косметика возврату не подлежит. При этом, по словам клиентов, никаких чеков на закуп препаратов в салоне им не показывали, как и саму косметику в упаковке.
На первый взгляд, с формальной точки зрения Present Spa обезопасил себя от претензий со всех сторон. Руководство заведения, в частности, опровергает сам факт предоставления услуг массажа, как платных, так и «презентационных». В договоре о подобных манипуляциях не говорится. Таким образом, салон избегает ответственности за оказание медицинских услуг без соответствующего разрешения. Правда, стоит отметить, что на предоставление косметологических услуг салон сертификата клиентам не предъявлял.
Кроме того, заведение не выступает также непосредственно как продавец косметики. Клиент получает препараты «бонусом» к расторгнутому договору. Примечательно, что и здесь формально правота за Present Spa, поскольку косметика возврату не подлежит.
Однако по факту, как отмечают эксперты, это всего лишь одна из схем реализации продукции, которой пользуются продавцы печально известной косметики Desheli. Распространители этого товара прославились по всей стране своей навязчивостью и умением ввести клиентов в заблуждение, в том числе и под видом косметических салонов. Имя этой марки стало таким же раздражителем для потребителей, как пылесосы Kirby или фильтры для очистки воды Bluefilters.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области уже неоднократно привлекало к ответственности заведения-распространители Desheli. Так, по иску ведомства Новоуральский городской суд оштрафовал на 167 тыс. руб. ООО «Омоложение», занимавшееся в Ревде демонстрацией и продажей парфюмерно-косметической продукции торговой марки Desheli. У данной организации не было лицензии на ряд услуг. Кроме того, посетителям предоставлялась искаженная информация.
В Present Spa от связи с Desheli открещиваются, поясняя, что работают с такими фирмами как Beauty Style (США) или Smart Buy. Однако, как отмечают специалисты, все эти новые названия могут оказаться не более чем мимикрией под какие-либо бренды.
Как отмечают эксперты, особенность таких схем в том, что клиенту кажется, что он избежал крупного ущерба в виде 80 тыс. руб., и ему придется выплатить только 16-17 тыс. руб. В этом случае клиент, как рассчитывают последователи Desheli, не будет обращаться в суд.
Вместе с тем определенные «зацепки» для расторжения договора и на закуп косметики, как отмечают специалисты, есть.
«Действительно, косметика не подлежит возврату, но договор возможно расторгнуть, если будет найдено нарушение прав потребителей. Например, если информация была предоставлена не полностью, либо она является недостоверной», — пояснили УрБК в управлении Роспотребнадзора по Свердловской области.
«В подобных случаях, когда договор с покупателем заключают таким образом, практически всегда оказывается, что свойства и качества товара не соответствуют заявленным. Если бы покупатель получил объективную информацию о товаре — он бы вообще этот товар не приобрел. При доказанности того, что потребителю не предоставлена полная и достоверная информация о товаре, суды обычно расторгают договор купли-продажи», — сказал старший партнер группы правовых компаний «Интеллект-С» Роман Речкин.
Директор МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» Андрей Артемьев, в свою очередь, отметил, что если при навязывании услуг были использованы методы психологического воздействия на человека, то это уже повод для обращения в правоохранительные органы. Однако для этого требуется назначение ряда экспертиз. Вместе с тем клиенты Desheli и их последователи не всегда догадываются сразу пройти медицинское обследование.
Для того, чтобы не стать жертвой подобных организаций специалисты рекомендуют обращать внимание на несколько факторов. Во-первых, косметологический салон не в праве требовать с человека паспорт при первом приеме. Во-вторых, такие заведения по требованию посетителя должны предоставлять сертификаты на оказываемые ими услуги. В-третьих, для собственного продвижения салоны пользуются традиционными методами рекламы, а не точечными обзвонами без согласия абонентов. При этом, как отмечают эксперты, рассчитывать на полное исчезновение последователей Desheli не приходится. Назойливые распространители всего лишь меняют имя, но не схему «честного отъема денег у населения».
Сергей Беляев