Набирающий обороты экономический кризис полностью дезориентировал екатеринбургских рестораторов. Из-за неопределенности с курсом рубля предпринимателям сложно выстроить долгосрочные планы выживания. По оценке участников рынка, определенная ясность в сегменте общепита наступит не раньше весны следующего года. По всей видимости, помещения закрывшихся заведений также простоят пустыми до этого времени. Арендодатели пока не планируют снижать ставки, поскольку также не имеют представления о перспективах рынка и не видят серьезных игроков для сотрудничества.
Хлопнули дверьюЗа последние полгода количество выставленных на продажу заведений общественного питания в Екатеринбурге выросло на 22% по сравнению с первой половиной 2014 года. Всего с ноября прошлого года были закрыты или выставлены на торги порядка 30 кафе и ресторанов.
По оценке ряда специалистов, в настоящее время в уральской столице идет процесс очищения переполненного рынка от непрофессиональных игроков, которые открыли бизнес 2-3 года назад.
«Есть категория людей, которая смотрит на общепит, как на что-то легкое, и когда появляются лишние деньги — они берутся за общепит ради престижа, считая его простым занятием. Когда кризис ударил, непрофессионалы разочаровываются. По сути, сейчас идет очищение рынка от таких игроков, как в период первого кризиса», — считает генеральный директор сети «Ресторан» Олег Ананьев.
Однако с таким объяснением отчасти не согласен владелец заведения «Подсолнухи. Необыкновенные пироги и десерты» Андрей Семенов. По его наблюдениям, в период кризиса уходят в том числе и профессиональные игроки, которые стали жертвами обстоятельств. Это, в частности, отказ арендодателей от снижения ставок или неправильно выбранный формат работы.
По мнению других специалистов, свою роль сыграло повышение ключевой ставки ЦБ РФ, в результате которого средний и малый бизнес остались без доступных кредитов.
«Сложившаяся ситуация связана с нехваткой финансовых средств на покрытие имеющихся кредитных обязательств, потребностью в быстрых деньгах. Также Екатеринбург считается городом с максимальным количеством предприятий сферы общепита на душу населения», — отмечает в свою очередь руководитель екатеринбургского филиала компании по продаже готового бизнеса «Альтер Инвест» Денис Горбачев.
По его прогнозам, рост числа предложений по продаже объектов общепита продлится до начала осени и составит 26% по отношению к аналогичному периоду 2014 года. Однако, как считают сами рестораторы, самое худшее для рынка только начинается.
Дальше только хужеОчередное ослабление рубля дезориентировало предпринимателей, составлявших свой антикризисный план. Фактически весь ресторанный бизнес, независимо от сегмента, завязан на импортном оборудовании и продуктах питания.
«Из-за ослабления рубля дорожают продукты, растет стоимость оборудования. В результате у тебя нет горизонта планирования не только в спросе, но и в поставках. Пока пишешь концепцию — меняются обстоятельства. Например, отделочные материалы подорожали, а найти от российского производителя тяжело», — отметил Андрей Семенов.
Положение рестораторов усугубляется из-за сохранения арендных ставок на уровне прошлого года. На фоне снижения трафика посетителей и отсутствия доступных кредитов этот фактор оказывает дополнительное давление на бизнес. Так, руководство «Подсолнухов» было вынуждено отодвинуть на неопределенный срок открытие нового заведения. При этом в соседнем Челябинске арендодатели уже пошли на уступки.
Впрочем, как считают эксперты, в Екатеринбурге скорого снижения арендных ставок ожидать и не следует. У собственников площадей также нет понимания того, что будет происходить на рынке в долгосрочной перспективе. Относительным спросом помещения пользуются у ненадежных игроков, например, кофеен. Устойчивость этого бизнеса из-за кризиса также остается под вопросом. Крупных инвесторов, готовых открывать серьезное дело, на рынке общепита ожидать не стоит.
«Арендодатели не видят реальных игроков. По моим ощущениям, осенью никто дергаться не будет. Денег в стране хватает, но никто не знает, куда их вкладывать. Никто не знает базовых вещей — что будет с нефтью, что будет с курсом доллара, а это основные факторы для планирования», — считает Андрей Семенов.
«Владельцы пытаются продавать заведения как бизнес, но продается все как площади. Заготовленное под ресторан заведение никто не купит. Кого совсем прижало, отдают почти даром», — отмечает гендиректор сети «Ресторан».
Ставка на пустотуВ этой связи судьба площадей закрывшихся заведений остается под вопросом. Попытки создать на месте одной точки общепита другую успеха не имеют. Яркий пример тому — бар «Че Гевара» на улице Малышева, выставленный на торги через две недели после открытия. Примечательно, что до «Че Гевары» на этих же площадях находился бар Dirty Willy, проработавший менее полугода. Подобных случаев в Екатеринбурге насчитывается не мало. По всей видимости, сдаваемые в аренду помещения на ближайшее время станут всего лишь экспериментальными площадками для нового дела, которое долго жить не будет.
Судить о положении дел на рынке, как считают эксперты, станет возможно не раньше весны. Осенью рестораторы займут выжидающую позицию. Определенным срезом ситуации станут новогодние праздники, после которых горожане, как и в текущем году, станут еще больше экономить. Подводить определенные итоги, по оценке специалистов, можно будет в марте-апреле.
Соответственно, и будущее пустующих помещений может проясниться к весне 2016 года, если только арендодатели не станут снижать ставки раньше. Пока что во взаимоотношениях предпринимателей и собственников площадей наблюдается замкнутый круг. Бизнес не понимает, как составлять планы. При этом у арендодателей также нет определенного ориентира.