Депутаты Госдумы и автоправозащитники ополчились против онлайн-сервисов заказа такси — американского Uber и российского «Яндекс. Такси». Компании обвинили в недобросовестной конкуренции, неуплате налогов и коммерческом подкупе. Проверить жалобы парламентариев и общественников должны Генпрокуратура РФ и Федеральная антимонопольная служба. Претензии к работе сервисов накопились также у водителей и клиентов. Однако, судя по их отзывам, обвинения в недобросовестной конкуренции выглядят несколько необоснованно.
В целом приложения Uber и «Яндекс. Такси» представляют из себя типичную диспетчерскую службу. Компании выполняют роль посредника между клиентами и водителем или другой службой такси. Своего автопарка у сервисов нет. Вместе с тем суммы, предлагаемые Uber и «Яндекс. Такси» за перевозку, вызывают недоумение у участников рынка. Минимальная стоимость поездки составляет от 50 руб. Обычные диспетчерские службы установили нижнюю планку на уровне 80-100 руб.
Ценовая политика мобильных приложений в итоге вызвала подозрения у Федерации автомобилистов России (ФАР). Общественники направили обращение в Генпрокуратуру РФ и Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить деятельность Uber и «Яндекс. Такси».
По словам правозащитников, компании используют приемы недобросовестной конкуренции (демпинг) и не отвечают за жизнь своих пассажиров ввиду отсутствия собственного автопарка, а также договоров с водителями.
При этом, как считают в ФАР, Uber и «Яндекс. Такси» «подкупают» водителей бонусами и вознаграждениями, чтобы компенсировать ущерб от демпинга. Налог на доходы физлиц с выплат, по словам заявителей, не удерживаются. Средства переводятся по безналичному расчету на счета юридических лиц, которые и распределяют деньги между водителями.
Как считают общественники, в деятельности сервисов усматриваются «признаки состава преступления, квалифицируемого частью 2 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», а также нарушение налогового законодательства.
На самом рынке, по словам заявителей, демпинг, проводимый Uber и «Яндекс. Такси», может привести к монополизации тарифообразования.
«Монополизация тарифообразования на рынках таксомоторных услуг представляет опасность для потребителей услуг такси и напрямую влияет на организацию транспортного обслуживания населения легковыми такси. Так, 9 июля 2015 года в Лондоне компания Uber подняла тарифы на перевозку в три раза, воспользовавшись сложной дорожной обстановкой», — считают в ФАР.
Требования автоправозащитников поддержал заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов.
В самих Uber и «Яндекс. Такси» обвинения со стороны ФАР и парламентария считают необоснованными. Низкую цену за перевозку в компаниях объясняют отсутствием издержек на диспетчеров.
«Такая доступная цена возможна за счет оптимизации труда водителя, отсутствия необходимости в большом колл-центре и целом штате диспетчеров, экономии ресурсов — сокращения холостого хода, времени простоя и затрат на бензин», — пояснили УрБК в пресс-службе «Яндекса».
При этом в «Яндексе» отметили, что именно благодаря их сервису таксопарки, сотрудничающие с ними, получают больше заказов.
В Uber, в свою очередь, подтвердили наличие бонусов для водителей, однако в компании отметили, что выплаты производятся только отличившимся водителям. В переводе средств на счета ИП и юридических фирм ничего противозаконного руководство сервиса не видит.
С одной стороны, может показаться, что ФАР подхватила международный тренд. Ранее во Франции, Испании и Таиланде была ограничена работа Uber. Впрочем, произошло это после массовых акций протеста со стороны таксистов, не связанных с сервисом. Власти этих стран впоследствии нашли соответствующий повод в законодательстве.
Однако в России сомнения в обоснованности обвинений могут возникнуть, если посмотреть на качество работы самих сервисов в Екатеринбурге. Так, «Яндекс. Такси» на сегодняшний день является неофициальным рекордсменом по количеству жалоб от клиентов, которые не могут дождаться заказанного автомобиля. В сущности, это и неудивительно. Водители с большой неохотой обслуживают малооплачиваемые поездки. Не спасает ситуацию, по всей видимости, и наличие бонусов или вознаграждений.
На сотрудничество с Uber водители в Екатеринбурге также идут с неохотой. Как поясняют сами таксисты, расчет за работу сервис проводит только через несколько недель. В то же время в диспетчерских службах сотрудник получает деньги сразу. Кроме того, в Uber имеется рейтинговая система оценки водителей. В этом случае размер бонусов, как отмечают таксисты, зависит не только от собственного поведения, но и от настроения клиента, которое может быть испорчено само по себе.
В условиях высокой конкуренции на рынке и большой доли на рынке со стороны уральских перевозчиков монополизация ни Uber, ни «Яндекс. Такси» не грозит. Если говорить о претензиях правозащитников к демпингу и ответственности за жизнь пассажиров, то под это обвинение попадают практически все участники рынка.
Впоследствии руководитель ФАР Сергей Канаев пояснил, что его не устраивают «правила игры», которые пытаются установить на рынке сервисы такси. Однако с учетом того, что на подобных условиях существуют остальные диспетчерские службы, теоретически проверки должны коснуться и их деятельности. Канаев рассчитывает, что его обращение к надзорным ведомствам станет толчком к созданию законодательства о такси с «едиными правилами игры». Uber и «Яндекс. Такси» в этой истории, по всей видимости, попали под «горячую» руку ФАР из-за собственного агрессивного пиара.