Депутаты Екатеринбургской городской думы приняли сегодня решение, которое позволит сохранить прежними условия льготного проезда в общественном транспорте. Согласно принятым нововведениям, компенсации из бюджета за льготников будут выплачиваться не по нормативам, а по факту реальных затрат. Данная система позволит сократить расходы муниципальных перевозчиков, которые терпят убытки из-за нарушения со стороны областных властей своих обещаний. Частные компании, в свою очередь, будут вынуждены уходить от «серых» схем работы, поскольку должны отчитываться о своих затратах, чтобы получить компенсацию.
Напомним, в 2009 году областные власти и администрация Екатеринбурга заключили соглашение о совместной компенсации затрат для безлимитного проезда льготников. Однако на протяжении нескольких лет перевозчики не получили от области ни копейки. В то же время городские власти ежегодно направляли на выплату компенсаций по 400 млн руб. в год.
Отсутствие платежей из областной казны привело к тому, что уже к 2014 году муниципальные предприятия балансировали на грани банкротства. О своих убытках заявляли также и частные перевозчики. Их претензии в итоге вылились в судебные иски к администрации города на общую сумму 500 млн руб.
Муниципалитет несколько раз обращался к руководству региона с просьбой выполнить соглашение 2009 года. Однако областные власти никаких действий к сохранению прежних условий льготного проезда так и не предприняли.
Одним из вариантов решения сложившейся проблемы могло бы стать повышение стоимости проезда для льготников, однако эта мера могла бы спровоцировать рост социальной напряженности. В итоге было решено изменить саму систему компенсации затрат.
Соответствующие изменения предложили сегодня депутатам Екатеринбургской городской думы (ЕГД) внести в собственное решение «О социальной транспортной карте».
«Мы предлагаем уйти от расчета компенсаций по нормативам к выплатам по фактическим затратам. По этому методу работает система ЖКХ, мы по этому методу работаем в других системах предоставления социальных услуг. На сегодня это логика бюджетного кодекса РФ. Государство платит по факту затрат. Так, мы сегодня работаем со строителями, так будем работать и с транспортом», — пояснил на сегодняшнем заседании ЕГД заместитель главы администрации города по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский.
По его словам, данная система избавит городской бюджет от необоснованных затрат и, помимо этого, ударит по «серым» схемам коммерческих перевозчиков. На сегодняшний день частные компании, коих в городе насчитывается порядка 30, фактически безотчетны перед муниципалитетом.
«Какие были у частных перевозчиков фактические затраты, никому не интересно. Платит частный перевозчик налоги или нет, никому не интересно. Больше 80% предприятий частных имеют зарплату ниже прожиточного минимума — на уровне 8 тыс. руб. Понятно, что работают они в «черную», платят зарплату «в конвертах». На сегодня эти затраты никем не контролируются. Как только мы будем платить по факту, мы получим право прийти и посмотреть, как тратятся деньги», — сказал Высокинский.
В ходе обсуждения проекта изменений некоторые депутаты выразили опасение, что недобросовестные перевозчики могут отказаться возить льготников в знак протеста против новой системы выплат. Представитель губернатора в Екатеринбургской городской думе Вадим Дубичев и вовсе спрогнозировал рост социальной напряженности в случае принятия этого решения.
«Позиция такова, что представленные положения ухудшают социальную ситуацию в городе. Губернатор заинтересован в том, чтобы социальные права екатеринбуржцев не были нарушены», — сказал Дубичев.
В ответ на это глава города — председатель ЕГД Евгений Ройзман заметил, что губернатор и сам мог бы поспособствовать разрешению проблемы с льготным проездом.
«Я, в отличие от губернатора, в эти вопросы вникал. Если губернатор действительно заинтересован в том, чтобы не нарушалась социальная справедливость, то достаточно того, чтобы проявить добрую волю и компенсировать затраты транспортников», — сказал Ройзман.
Замглавы горадминистрации по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович вдобавок отметил, что транспортные компании обслуживают маршруты по тем условиям, которые прописывает муниципалитет при проведении конкурсов. Соответственно, перевозчикам будет просто некуда деваться, если только не уходить в полное подполье с завышенными ценами или уходить с маршрута.
Впрочем, как отметили депутаты, и тот, и другой вариант, лишь укрепит позиции муниципальных перевозчиков.
В целом же большинство депутатов Екатеринбургской гордумы посчитали идею внедрения новой системы выплат компенсации единственным выходом для сохранения прежних условий льготного проезда и экономии бюджета.
«Сухой остаток, который я услышал — то, что льготы остаются. Наши жители будут ездить в транспорте, и муниципальном, и частном, так, как ездили. Сегодня 500 млн руб. — это те цифры, которые из бюджета необоснованно должны уйти в карманы частников, которые работают по «серым» схемам. Если мы не примем соответствующего решения, эта сумма уйдет в карманы частников. Другого выхода нет. Мы не должны поощрять «серые» схемы. Мы должны стимулировать уход в «белые» зарплаты», — констатировал депутат Дмитрий Сергин.
Его коллега — Вячеслав Вегнер, в свою очередь, отметил, что подобное стимулирование частных перевозчиков будет способствовать увеличению конкурентоспособности, а значит, и повышению качества услуг.
Большинством голосов Екатеринбургская гордума одобрила внесение изменений по системе выплаты компенсаций. Администрация Екатеринбурга должна подготовить все регламентирующие документы к 1 октября 2015 года. Одновременно с этим будет подготовлено постановление, определяющее список льготных категорий граждан, которые будут бесплатно получать бесконтактную микропроцессорную пластиковую карту, предоставляющую возможность льготного проезда.