Российский авторынок стал одной из отраслей, в наибольшей степени пострадавших от финансового кризиса. По сравнению с прошлым годом объемы продаж на нем упали вдвое. С некоторым запозданием те же тенденции проявились и в секторе подержанных автомобилей. Там также наблюдается падение продаж и рост сроков экспозиции. Что касается цен, то они следуют за изменением стоимости новых автомобилей.
В целом российский авторынок, по мнению аналитиков, близок к тому, чтобы «нащупать дно». После полугода постоянного снижения, в мае-июне объемы продаж относительно стабилизировались. Вполне вероятно, что в ближайшее время эта тенденция может стать устойчивой. В этом случае продажи новых автомобилей по итогам года составят не более 1,3 млн штук. Таким образом, рынок вернется на десятилетие назад, к уровню продаж 2004 года.
Очевидным следствием такого падения станет неизбежное сокращение сопутствующей инфраструктуры. По оценкам участников рынка, к концу года число автосалонов в России может сократиться на треть.
Объемы Аналогичные процессы, пусть и с некоторым опозданием, наблюдаются и на куда менее структурированном рынке подержанных автомобилей. На сегодняшний день ситуация на «вторичке» стабилизировалась, однако этому предшествовало пять месяцев стремительного падения объемов реализации. Так, в январе этого года уровень продаж автомобилей с пробегом снизился на 9%, в феврале-марте этот показатель вырос до 22-24%, а в апреле-мае показал снижение почти на 30% к аналогичному показателю прошлого года.
В целом, по данным ГИБДД, по итогам первых пяти месяцев объем продаж подержанных авто составил 1,83 млн шт., что меньше показателя прошлого года на 24,1%.
Как отмечают эксперты, усиление динамики спада вторичного авторынка объясняется в первую очередь снижением покупательской способности населения, результатом чего становится увеличение срока пользования автомобилем.
«Как правило, целью продажи автомобиля является покупка нового. Раньше многие автовладельцы имели привычку продавать машину после трех лет эксплуатации, добавлять некоторое количество собственных средств и покупать новый автомобиль. Именно такие люди и были основным двигателем рынка. Теперь же они все чаще задумываются о том, что свободных средств на новую машину немного, старая вполне на ходу, и решают повременить с продажей», — отмечает автоэксперт Илья Обухов.
По данным статистики, в 2015 году средний период владения новой машиной перед первой продажей достиг рекордных 56 месяцев, что на 4 месяца больше, чем годом ранее. Срок владения подержанным автомобилем также вырос на 2 месяца и достиг 34 месяцев. Этого уже стало достаточно для значительного обвала рынка. При этом стоит отметить, что иномарки премиум-сегмента экспортируются чуть меньше, чем представители среднего класса. Так, средний срок владения Mercedes, BMW, а также Audi составляет 2,5-3,1 года. В то же время владельцы LADA используют свои машины в среднем 5,9 лет.
ЦеныМежду тем ценовая политика в сегменте остается неоднозначной. Декабрь 2014 года был отмечен резким ростом цен, вызванным изменением курса российской валюты. В результате цены на подержанные автомобили вслед за новыми выросли на 20-30%. Однако с начала года прослеживалась прямо противоположная тенденция: падение спроса вызвало снижение цен. Уже в феврале ставки начали падать в среднем по 3-4% в месяц. В итоге средневзвешенная цена 100 наиболее популярных моделей в возрасте трех лет сократилась в этом году на 13%.
Так, к примеру, средняя цена предложений на Ford Focus в январе была 656 тыс. руб., а сейчас составляет 581 тыс. руб. За Hyundai Solaris в феврале просили в среднем 530 тыс. руб., а в мае уже готовы были расстаться за 458 тыс. руб.
В целом, как отмечают специалисты, наибольшее падение цен зафиксировано на модели С-класса, а меньше всего подешевели кроссоверы и внедорожники.
ДилерыПадение объемов продаж негативно сказалось и на дилерах, специализирующихся на продаже подержанных автомобилей. Несмотря на то, что собственные затраты подобных компаний, как правило, минимальны, кризис ставит их на грань выживаемости. Так, только в Екатеринбурге прекратили свою работу как минимум три площадки, специализирующиеся на перепродаже подержанных машин. Практически остановился бизнес по доставке бывших в эксплуатации автомобилей из европейских стран.
И даже три екатеринбургских авторынка переживают не лучшие времена. Как отмечают наблюдатели, число экспонируемых там автомобилей неуклонно снижается. Интерес к таким площадкам в последнее время проявляют в основном жители отдаленных городов области, приезжающие в Екатеринбург за подержанными «Ладами» или весьма немолодыми бюджетными иномарками.
Получить статистику продаж от самих авторынков оказалось невозможным. Впрочем, нельзя исключать, что они сами не обладают необходимыми цифрами, так как, по сути, только предоставляют площадку для встречи продавцов и покупателей, но не проводят сопровождение сделок.
ПерспективыСогласно прогнозам вице-председателя свердловского комитета по защите прав автомобилистов в Екатеринбурге Максима Едрышова, ситуация на вторичном рынке, которая сложилась еще в начала года, в ближайшее время практически не изменится.
«На сегодняшний день глобальных изменений на вторичном авторынке не наблюдается. Рынок продолжает падать, к тому же летний период традиционно считается не активным для продаж автомобилей. В ближайшем будущем массового повышения цен на автомобили с пробегом ждать не стоит. Если и будут какие-то отдельные случаи, то они сглаживаются низким спросом», — пояснил М. Едрышов.
По мнению эксперта, на данный момент делать какие-то прогнозы очень сложно, так как вновь начинает усложняться ситуация на рынке валют.
«Если цены на новые автомобили останутся на прежнем уровне, то и на вторичном рынке все остается как есть. В случае если ценник первичного авторынка пойдет вверх, то, возможно, это отразится и на автомобилях с пробегом», — подытожил М. Едрышов.