Девальвация рубля и падение доходов резко ударили как по любителям премиальных сортов чая, так и по поставщикам этого товара. Среди гурманов наблюдается значительное снижение объема потребления тонизирующих напитков. Однако искать замену премиальным сортам среди товаров эконом-класса постоянные клиенты элитных чайных не спешат. В сегменте массового потребления люди еще пытаются продержаться на уровне «цена-качество».
Предсказуемо девальвация рубля ударила по всем видам чая: как по фасованному товару в магазинах, где 70% себестоимости зависит от импорта, так и по чаю на развес.
Эффект от колебаний курса рубля в декабре 2015 года для продавцов премиальных сортов чая наступил моментально. По словам руководителя проекта RealChinaTea Григория Потемкина, на протяжении первого месяца продажи китайского чая остановились.
«Когда рухнул рубль, рухнули и наши продажи. Они просто встали. Чай подорожал ровно вдвое, как и курс доллара США. Нам понадобилось недели две, чтобы понять, что происходит. Еще неделя, чтобы разработать «антикризисный план». И еще неделя, чтобы приступить к его исполнению», — сказал УрБК Григорий Потемкин.
Впоследствии потребители начали постепенно отходить от «курсового шока» (свою роль в психологической разгрузке сыграло и символичное укрепление рубля). Компаниям удалось постепенно возобновить продажи, однако объем их был уже ниже докризисного уровня. При этом, несмотря на общее падение доходов, перспективы у этого сегмента рынка сохраняются.
«Кто пил хороший чай, так и продолжает его пить. Это как с винами или коньяками. Гурманы не будут переходить на уровень ниже», — считает Потемкин.
На фоне уменьшения объема потребления среди самих игроков на рынке премиального чая началось сокращение. По словам гендиректора «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, сегмент покидают в основном слабые фирмы. При этом за счет освободившегося места сильные бренды лишь увеличивают свою долю.
Если говорить о массовом потребителе, то, как и следовало ожидать, население от чая отказываться не стало за неимением аналогов (разве что сырье со своего огорода). Однако, как отмечают ритейлеры, наблюдается тенденция к переходу из премиальных сегментов к более дешевым.
«Тренд наблюдается негативный. Люди переходят на более дешевые товары во всех категориях. Средний ценовой уровень покупки снижается, и чудес здесь ожидать не следует», — сказал депутат Законодательного собрания Свердловской области, вице-президент ЗАО «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак.
Впрочем, до массового перехода к чаю «эконом-класса» ситуация пока не дошла. Покупатели еще присматриваются к качеству выбранного напитка.
«На сегодняшний день большинство потребителей выбирает средний ценовой сегмент, то есть соотношение «цена-качество». Потребителей эконом-сегмента сейчас тоже много, но не подавляющее большинство», — отметил гендиректор «Росчайкофе».
На отток потребителей из премиального сегмента в другие категории повлияли и сами компании, выпускающие фасованный чай. По словам Чантурии, чтобы не потерять основного покупателя и не работать в убыток, предприятия снижают наценку на товары эконом-класса за счет увеличения стоимости элитных сортов.
Поскольку каждая компания распределяет наценки между премиум- и эконом-классами, оценить средний уровень подорожания фасованного чая как экспертам, так и ритейлу достаточно сложно.
Неизвестно и то, как долго продержатся потребители в сегменте «цена-качество». Несмотря на то, что курс национальной валюты относительно стабилизировался, люди, по оценкам экспертов, еще только начинают экономить на своих покупках. Помимо этого, как отмечает Григорий Потемкин, из года в год новый урожай чая становится только дороже. Например, в Китае цены на этот товар ежегодно поднимаются на 15-20%. Так или иначе, чай, независимо от своего качества, пока остается для населения в категории социально-значимых продуктов.
Сергей Беляев