Главная > Статьи > Кризисное чаепитие
Кризисное чаепитие06 июля 201517:18. Разместил: admin |
Девальвация рубля и падение доходов резко ударили как по любителям премиальных сортов чая, так и по поставщикам этого товара. Среди гурманов наблюдается значительное снижение объема потребления тонизирующих напитков. Однако искать замену премиальным сортам среди товаров эконом-класса постоянные клиенты элитных чайных не спешат. В сегменте массового потребления люди еще пытаются продержаться на уровне «цена-качество». Предсказуемо девальвация рубля ударила по всем видам чая: как по фасованному товару в магазинах, где 70% себестоимости зависит от импорта, так и по чаю на развес. Эффект от колебаний курса рубля в декабре 2015 года для продавцов премиальных сортов чая наступил моментально. По словам руководителя проекта RealChinaTea Григория Потемкина, на протяжении первого месяца продажи китайского чая остановились. «Когда рухнул рубль, рухнули и наши продажи. Они просто встали. Чай подорожал ровно вдвое, как и курс доллара США. Нам понадобилось недели две, чтобы понять, что происходит. Еще неделя, чтобы разработать «антикризисный план». И еще неделя, чтобы приступить к его исполнению», — сказал УрБК Григорий Потемкин. Впоследствии потребители начали постепенно отходить от «курсового шока» (свою роль в психологической разгрузке сыграло и символичное укрепление рубля). Компаниям удалось постепенно возобновить продажи, однако объем их был уже ниже докризисного уровня. При этом, несмотря на общее падение доходов, перспективы у этого сегмента рынка сохраняются. «Кто пил хороший чай, так и продолжает его пить. Это как с винами или коньяками. Гурманы не будут переходить на уровень ниже», — считает Потемкин. На фоне уменьшения объема потребления среди самих игроков на рынке премиального чая началось сокращение. По словам гендиректора «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, сегмент покидают в основном слабые фирмы. При этом за счет освободившегося места сильные бренды лишь увеличивают свою долю. Если говорить о массовом потребителе, то, как и следовало ожидать, население от чая отказываться не стало за неимением аналогов (разве что сырье со своего огорода). Однако, как отмечают ритейлеры, наблюдается тенденция к переходу из премиальных сегментов к более дешевым. «Тренд наблюдается негативный. Люди переходят на более дешевые товары во всех категориях. Средний ценовой уровень покупки снижается, и чудес здесь ожидать не следует», — сказал депутат Законодательного собрания Свердловской области, вице-президент ЗАО «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак. Впрочем, до массового перехода к чаю «эконом-класса» ситуация пока не дошла. Покупатели еще присматриваются к качеству выбранного напитка. «На сегодняшний день большинство потребителей выбирает средний ценовой сегмент, то есть соотношение «цена-качество». Потребителей эконом-сегмента сейчас тоже много, но не подавляющее большинство», — отметил гендиректор «Росчайкофе». На отток потребителей из премиального сегмента в другие категории повлияли и сами компании, выпускающие фасованный чай. По словам Чантурии, чтобы не потерять основного покупателя и не работать в убыток, предприятия снижают наценку на товары эконом-класса за счет увеличения стоимости элитных сортов. Поскольку каждая компания распределяет наценки между премиум- и эконом-классами, оценить средний уровень подорожания фасованного чая как экспертам, так и ритейлу достаточно сложно. Неизвестно и то, как долго продержатся потребители в сегменте «цена-качество». Несмотря на то, что курс национальной валюты относительно стабилизировался, люди, по оценкам экспертов, еще только начинают экономить на своих покупках. Помимо этого, как отмечает Григорий Потемкин, из года в год новый урожай чая становится только дороже. Например, в Китае цены на этот товар ежегодно поднимаются на 15-20%. Так или иначе, чай, независимо от своего качества, пока остается для населения в категории социально-значимых продуктов. Сергей Беляев Вернуться назад |