Рынок коммерческой недвижимости Екатеринбурга в полной мере ощущает на себе влияние экономического кризиса. Во многих сегментах продолжается снижение арендных ставок и увеличение вакантных площадей. Большая часть ТРЦ и бизнес-центров столкнулась с оттоком покупателей и арендаторов. Одним из пострадавших стал торгово-офисный центр «Антей». На днях на сервисе объявлений была размещена информация о продаже целиком 3-го этажа здания.
Отметим, что «Антей» был построен в 2004 году. Он располагается на пересечении улиц Малышева — Красноармейская в центре Екатеринбурга и представляет собой 7-этажное здание с офисами и магазинами.
Компания ООО «Самолёт-1», которая является собственником арендного бизнеса на 3-м этаже «Антея», отказалась называть причину продажи своих активов.
«Это коммерческая тайна. Могу лишь сообщить, что мы продаем офисные площади (около 1,5 тыс. кв. м.) за 62 млн руб», — заявил УрБК представитель ООО «Самолёт-1» Виктор Давыдов.
Можно предположить, что основная причина продажи заключается в снижении рентабельности арендного бизнеса в екатеринбургских БЦ. По словам экспертов, в последнее время ситуация на этом рынке в Екатеринбурге значительно ухудшилась.
«Ставки стали снижаться. По данным УПН, в первом квартале 2015 года в классе «В+» они упали на 7% (1,04 тыс. руб. за кв. м.), в классе «А» — на 6-7% (от 1,2 до 1,5 тыс. руб. за кв. м.), в классе «В» они практически не изменились (900 руб. за кв. м.)», — заявил аналитик УПН Константин Октаев.
Помимо падения арендных ставок, на рынке офисной недвижимости Екатеринбурга наблюдается другая негативная тенденция — рост вакантных площадей. По данным УПН, за последние шесть кварталов их объем в качественном сегменте увеличился с 10 до 15 % (в абсолютном выражении — с 70 до 130 тыс. кв. м.).
Кроме рыночных факторов на ситуацию могли повлиять серьезные недостатки самого торгово-офисного центра «Антей».
«Во-первых, здесь существуют серьезные проблемы с парковочными местами. Даже с учетом находящегося рядом БЦ «Высоцкий». Во-вторых, «Антей» был сдан в эксплуатацию достаточно давно, поэтому условия для арендаторов в более новых бизнес-центах значительно лучше. Кроме того, когда он открывался, в городе практически не было альтернативы. Сейчас ситуация изменилась. Конкуренция с каждым годом увеличивается. Причем существует тенденция смещения спроса на окраины города, где более низкие арендные ставки», — заявил УрБК заместитель генерального директора ГК ЦН «Северная казна» по риэлторской деятельности Павел Маслихин.
В ТЦ можно обнаружить много свободных прилавковКонкурентные недостатки «Антея» привели к оттоку арендаторов не только в офисных, но и в торговых площадях. Число посетителей ТЦ в последние месяцы заметно снизилось, что привело к снижению выручки продавцов.
«Конечно, поток клиентов в последнее время уменьшился. Правда, эти цифры незначительные. Куда более важно, что люди стали экономить, реже покупать брендовые вещи. Это привело к снижению размера среднего чека. Следовательно, ударило по развитию многих компаний в ТЦ», — сообщила продавец одного из магазинов женской одежды.
За стеклом пустуют коммерческие площадиВ результате практически на каждом этаже «Антея» можно обнаружить свободные торговые прилавки или крупные незанятые помещения. Аналогичная проблема свойственна многим другим ТЦ Екатеринбурга, где появилось достаточно много малопосещаемых зон.
Вакантные торговые площади есть практически на каждом этажеДля того чтобы сохранить арендаторов, свердловские ТЦ начали снижать размер ставок.
«В первом квартале 2015 года средний размер арендных тарифов в торгово-развлекательных центрах Екатеринбурга снизился на 2-3%. Основная причина — снижение рентабельности бизнеса. На данный момент средняя ставка составляет 2,9 тыс. руб. за кв. м. Вполне вероятно, что понижение продолжится», — заявил аналитик УПН Гурам Тухашвили.
В первой половине дня клиентов на верхних этажах крайне малоТаким образом, «Антей» пострадал из-за неблагоприятной ситуации на рынках офисной и торговой недвижимости. После снижения платежеспособного спроса население стало реже покупать товары, а арендаторы стали чаще экономить на съеме коммерческого помещения.