Перезапуск торгово-развлекательного центра «Екатерининский» под новым брендом — «Глобус» — из-за кризиса может полностью провалиться. Спустя 1,5 года после открытия площади объекта заполнены лишь на треть. Несмотря на реконцепцию и ребрендинг, торговый центр по-прежнему остается малопривлекательным как для арендаторов, так и для посетителей. Как считают эксперты, время для реинкарнации «Глобуса» оказалось неудачным. Впрочем, и новая архитектура объекта вряд ли способствовала бы его популярности даже в докризисные времена.
ТРЦ «Екатерининский» попытались оживить с помощью ребрендинга и реконцепцииТРЦ «Екатерининский» на улице Щербакова считается одним из первых объектов коммерческой недвижимости в городе. Однако популярность торгового центра продлилась всего около 5 лет — с 2002 по 2008 годы. Уже в первую волну кризиса площади объекта заметно опустели. Фуд-корд, развлекательные площадки и якорные арендаторы держались в основном за счет местных жителей.
По мнению генерального директора ООО «Урал-Гермес» Александра Засухина, причиной опустошения «Екатерининского» стали ошибки в его концепции.
«Торговые центры умирают даже не из-за кризиса, а из-за типичных ошибок при разработке концепций, как это произошло с торгово-развлекательным центром «Екатерининский». Если торговый центр вводится по очередям, то каждая очередь должна быть самодостаточной и конкурентоспособной. В «Екатерининском» этого сделано и не было», — считает Засухин.
«Торговые центры умирают из-за ошибок»За реинкарнацию «Екатерининского» взялась компания Mallino Development Group, которая принадлежит бывшему владельцу концерна «Калина» Тимуру Горяеву. Застройщик провел не только реконцепцию, но и ребрендинг объекта так, чтобы и следа не осталось от образа «Екатерининского». Площади торгового центра планировалось заполнить новыми якорными арендаторами, например, «Ашаном» и Media Markt. Инвестор планировал сделать объект третьим по величине торговым комплексом в городе.
В конце 2013 года состоялся перезапуск торгово-развлекательного центра на улице Щербакова. Однако спустя чуть больше года заметных отличий «Екатерининского» от «Глобуса», так и не видно.
Как и до перезапуска объекта, большое число посетителей торгового комплекса можно заметить только в одном месте — со стороны входа в супермаркет «Монетка», который располагается в правом крыле «Глобуса». Здесь может сложиться впечатление, что у комплекса неплохая для кризиса посещаемость. Впрочем, на сегодняшний день этот магазин является одним из крупных в микрорайонах Уктус и Шинный, что фактически и спасает «Глобус» от полного запустения.
В разгар торгового дня в ТРЦ «Глобус» царит запустениеЕсли зайти в торговый центр с парадного входа, картина не отличается от той, что можно увидеть в блокадном ТРЦ «КомсоМОЛЛ». В разгар торгового дня посетитель в «Глобусе» — явление редкое. В основном это местные жители, которые, по их словам, зашли сюда «от нечего делать».
В магазинах, большая часть которых перешла «Глобусу» от «Екатерининского», посетители также редкость. На площадке фуд-корта основными клиентами являются сотрудники бутиков.
Основными посетителями фуд-корта в «Глобусе» стали сотрудники бутиковХотя в отличие от «КомсоМОЛЛа», подступы к «Глобусу» открыты, компания Mallino Development Group превратила торговый центр в непроходимый для покупателей лабиринт. Комплекс устроен таким образом, что из его центральной части торговые галереи идут отдельными извилистыми коридорами, которые заканчиваются тупиками. Отметим, что в большинстве торговых центров торговые галереи соединены друг с другом.
Мрачные лабиринты ТРЦ «Глобус» пугают посетителей«Чтобы найти нужный бутик, порой приходится часами блуждать из тупика и обратно. Обойдя несколько галерей и возвращаясь обратно к эскалатору, уже забываешь, какой коридор посещала, а указателей нет», — сказала УрБК одна из посетительниц, представившаяся Мариной.
Дополнительный дискомфорт посетители испытывают от мрачной стилистики торгового центра. Свет от большого стеклянного купола, который венчает «Глобус», не достигает первого и второго уровня торгового центра. Из-за низких потолков и слабого освещения в торговых галереях у покупателей складывается ощущения, что они «блуждают по подземельям».
Впрочем, особо искать в этих тоннелях комплекса и нечего. Объект, общая площадь которого составляет 84 тыс. кв. м., заполнен на 35-40%. Большая часть магазинов размещена в галереях, которые расположены в центральной части торгового центра.
«На сегодняшний день 60% наполнения торгового центра — это торговля одеждой и обувью. Падение этого сегмента составляет 40%. Единицы думают об открытии таких бутиков. Безусловно, пока не начнет выправляться общеэкономическая ситуация, все так и останется», — считает независимый консультант по вопросам коммерческой недвижимости Сергей Николайченков.
Для перезапуска торгового центра время оказалось неудачнымПо его мнению, время для перезапуска торгового центра на улице Щербакова оказалось неудачным. «Глобус» стал жертвой обстоятельств, которые мало кто мог предугадать.
Генеральный директор группы компаний IDEM Екатерина Гресс отмечает, что в Екатеринбурге рынок по насыщенности торговыми площадями занимает первое место по России. Из-за падения потока посетителей и снижения доходов арендаторов конкуренция на рынке ужесточилась. Новые суперрегиональные торговые центры, по словам Гресс, в настоящее время вынуждены открываться с 30-35% загрузкой.
Впрочем, как считает Сергей Николайченков, даже с 40-процентной загрузкой «Глобус» может оставаться на плаву. Торговый центр может продержаться до улучшения экономической ситуации, когда количество бутиков будет снова увеличиваться.
ТРЦ «Глобус» потребуется сократить объем используемых площадейОднако даже после окончания кризиса перед владельцем торгового комплекса встанет вопрос, как заманить арендаторов в лабиринты «Глобуса», и как впоследствии туда привлечь посетителей. Вероятно, для этого комплексу потребуется еще одна реконструкция, либо сократить объем используемых площадей, оставив только бутики, которые у всех на виду.
Сергей Беляев