Координационный совет стратегического развития столицы Среднего Урала одобрил новую редакцию стратегического проекта «Екатеринбург — межрегиональный центр оптовой торговли», предложенную к рассмотрению комитетом по товарному рынку администрации города. Разработку представила председатель комитета Елена Чернышева.
Согласно данным создателей проекта, сегодня в уральской столице расположено 853 тыс. кв. м. площадей складской недвижимости классов A и B+. Это третий показатель в России после Москвы и Санкт-Петербурга. В 2014 году бизнес-структуры совместно с муниципалитетом ввели в эксплуатацию почти 180 тыс. кв. м. площадей такого класса.
При этом основной тенденцией, прослеживающейся в отрасли, является устойчивое развитие потребительского рынка, активная экспансия крупных сетевых компаний в регионы и, как следствие, стабильный спрос на складскую недвижимость в Екатеринбурге. На сегодняшний день в городе наблюдается острая нехватка помещений класса А и В+.
«В Екатеринбурге предложение качественных складов ограничено: на 1 января 2015 года доля вакантных площадей оставалась на уровне 1%. При существующем стабильном спросе их недостаток на территории города и области, по оценкам разных экспертов, составляет от 600 до 800 тыс. кв. м.», — пояснила Елена Чернышева.
По ее словам, в сложившейся ситуации задачами проекта являются создание новых складских площадей классов A и B+, реконструкция и модернизация существующих объектов с целью повышения их классности. Кроме того, необходимо внедрение современных систем приемки и отработки заказов, формирования транспортных заказов, транспортировки, хранения и движения грузов с помощью IT-технологий, развитие дистанционной оптовой торговли и других видов сервисных услуг. В проекте уделено внимание также обеспечению транспортной доступности объектов складской недвижимости, увеличению числа квалифицированных сотрудников.
По мнению экспертов, заявленная стратегия крайне необходима городу в сложившихся экономических условиях. Она позволит торговому и финансовому сегментам бизнеса Екатеринбурга представить себя как на межрегиональном, так и на международном уровнях.
«Сложившиеся в стране условия, скорее всего, приведут к переориентации торговых потоков с западного пути доставки на восточный, более дешевый, что делает целесообразным создание в средней части страны перехватывающих центров. Несмотря на конкуренцию со стороны Челябинска и Новосибирска, это дает бизнесу Екатеринбурга существенные перспективы. И представленный проект показывает, куда бизнес может сегодня самостоятельно вкладывать деньги, чтобы эти перспективы реализовать», — дополнил доклад президент НО «Уральская логистическая ассоциация» Сергей Шавзис.
В ходе обсуждения участники совещания пришли к выводу, что в основе реализации проекта лежит необходимость привлечения инвесторов, нужны заказы от бизнеса, чтобы под них осуществлять строительство складских помещений.
«У нас есть земля, сформировано предложение. Но нужно найти заказчиков, которым было бы это интересно. Разослать письма в компании, которые могли бы инвестировать в строительство, наладить электронную рассылку, организовать «агрессивное предложение», ознакомительные туры, чтобы потенциальные инвесторы знали о том, что в Екатеринбурге есть необходимые ресурсы», — отметил глава администрации города Александр Якоб.
По мнению заместителя главы Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александра Высокинского, данный проект непрост именно потому, что он практически не использует бюджетные средства.
«Я считаю, что такие проекты нужны как позиция власти муниципального образования по отношению к бизнесу. Идеология его верна, но необходимо, чтобы задачи четко перетекали в мероприятия и далее — в показатели. Необходимо доработать инструментарий, механизмы его реализации», — пояснил он.
По результатам рассмотрения новой редакции стратегического проекта участники заседания приняли решение взять ее за основу и в дальнейшем выполнить ряд доработок. В частности, эксперты сошлись во мнении, что ее реализация требует выработки соответствующей стратегии на региональном уровне.
«Этот проект является точкой роста не только для Екатеринбурга, но и для Свердловской области. Поэтому правительство региона в лице министерств инвестиций, экономики, транспорта и так далее должно взять его за основу и войти в число разработчиков данной стратегии уже на региональном уровне. Иначе экономический эффект от ситуации, сложившейся в отрасли, получат наши конкуренты. Нам же достанется только дополнительная нагрузка на автодорожную сеть», — отметил Александр Якоб.