В ситуации снижения спроса на банковские продукты одним из приоритетных направлений банковской деятельности выступает развитие сегмента расчетно-кассового обслуживания. О перспективах данного бизнеса ИАА «УралБизнесКонсалтинг» рассказал начальник управления комиссионных продуктов РКО банка «Кольцо Урала» Кирилл Сорокин.— С какими показателями в прошлом году банк завершил работу в сегменте РКО? — В минувшем году нам удалось удвоить базу клиентов, привлеченных на расчетно-кассовое обслуживание, и на 300% увеличить объемы установки POS-терминалов. Более того, по итогам непростого 2014 года наш банк не сократил объем остатков на расчётных счетах — в то время как у большинства игроков были зафиксированы отрицательные показатели.
— Какие главные тенденции сегодня на рынке РКО вы могли бы отметить?— Сегодня мы отмечаем всеобщий тренд на экономию денежных средств, меняющий поведение собственников бизнеса. Экономить настроен без исключения каждый клиент, хотя причины тому разные — от стагнации бизнеса до его устойчивого развития на фоне оптимизации расходов. В связи с этим вопрос стоимости операций по открытию и ведению расчетного счета, формированию платежек и других расходов выходит на первый план для абсолютного большинства.
— Насколько актуально развитие РКО в условиях снижения объемов кредитования?— Расчетно-кассовое обслуживание на фоне снижения потребительских настроений становится одним из приоритетных каналов развития банковского бизнеса. В условиях ограниченности ресурсов такие продукты, как кредиты и депозиты, актуальны далеко не для всех, а вот потребность в РКО испытывают сто процентов клиентов — юридических лиц и предпринимателей. И в противовес тенденции на повышение стоимости услуг и введение комиссий, характерной для рынка, мы стремимся сохранить тарифы неизменными. Более того, в рамках принятой в 2012 году стратегии «банковского лоукостера» мы сохраняем низкие расценки в каждом из десяти регионов нашего присутствия.
— В чем главное преимущество банка «Кольцо Урала» на рынке РКО?— Клиент при выборе той или иной кредитной организации опирается на несколько параметров: цену, сервис и качество обслуживания. Для многих банков это те самые «три кита», на которых строится работа с клиентами РКО, и мы не являемся исключением. Запустив накануне принципиально новый интернет-банк для бизнеса, мы дополнили список своих преимуществ, ранее сконцентрированных в минимальной на рынке стоимости обслуживания и разветвленной сети офисов.
— В чем его основные преимущества новой системы интернет-банкинга?— Принципиальное отличие системы, получившей название SMART, от предыдущей версии интернет-банка — это ее кроссплатформенность, приятный дизайн и упрощенная процедура подключения. У нее большой потенциал для развития функционала, и со временем каждый клиент сможет улучшать свою программу при помощи дополнительных опций — к примеру, подключать функцию уведомления об ограничении по счету или отправлять налоговую отчетность. Кстати, в ближайшие месяцы нашим клиентам станет доступно полноценное мобильное приложение с платежным функционалом.
На данный момент к новому интернет-банку для бизнеса подключились уже более 1 тыс. клиентов из Свердловской, Курганской, Челябинской, Тюменской, Оренбургской, Кировской, Кемеровской, Томской областей, Красноярского края и республики Башкортостан.
— В прошлом году банк многократно увеличил объем установленных платежных терминалов. Чем объясняется повышенный интерес бизнеса к эквайрингу? — В первую очередь четырехкратный по итогам 2014 года рост объемов установки связан с введением выгодного тарифного плана — мы предлагаем фиксированную ставку на операции в размере 1,7%. Вне зависимости от оборотов предприятия размер ставки остается на одном и том же уровне.
Уже сегодня мы наблюдаем, что установка терминалов приносит реальную выгоду нашим клиентам. К примеру, по данным мониторинга в северных регионах Урала, продуктовые магазины «придомового» плана смогли утроить свою выручку после того, как начали принимать к оплате пластиковые карты. Таким образом, интерес клиентов к нашим услугам формируется естественным образом — ведь при сравнительно небольших затратах на эквайринг он позволяет их бизнесу расти.
— В каких городах присутствия банка наиболее востребованы POS-терминалы?— Наибольшее количество терминалов банка сконцентрировано в Екатеринбурге, а также в северных областях УрФО — ХМАО, ЯМАО, где покупательская способность выше. Если же говорить о сферах, сформировавших наибольший спрос на терминалы, то это в первую очередь продуктовые магазины, а также торговые предприятия с традиционно крупным чеком: меховые магазины, отделы с брендовыми вещами и ювелирные салоны.
— Каковы ваши планы по установке терминалов в 2015 году?— Мы планируем сохранить тенденцию к росту, и прошедший квартал подтверждает реалистичность таких намерений. В 2015 году мы рассчитываем увеличить объемы установки POS-терминалов, по крайней мере, в 1,5 раза.