Экономический кризис перекраивает рынок разработки сайтов в Екатеринбурге. Из-за снижения доходов среднего и малого бизнеса у IT-компаний снизился средний счет заказов и объемы работ. Однако число самих заказов на создание сайтов не уменьшается. По прогнозам специалистов, в нынешних условиях конкуренция на рынке ужесточится и приведет к выбыванию непрофессиональных игроков.
С наступлением кризиса компании, разрабатывающие сайты, потерь в клиентах не заметили. По словам представителя Aiwoo Вячеслава Малинина, кризис не отбил у предпринимателей желания «заявить о себе в интернете». Однако из-за падения доходов запросы заказчиков стали заметно скромнее. Клиенты, к примеру, отказываются от сложных элементов дизайна.
«В среднем заказчики сократили свои расходы на 20%. Те, кто планировал сделать большой сайт в пределах 200 тыс. руб., ориентируются на создание бюджетных версий — до 100 тыс. руб. По большому счету, если у людей есть желание зарабатывать, они жертвуют красотой сайта, но его заказывают. Количество заказов не уменьшается, но упала сумма среднего счета», — пояснил Вячеслав Малинин.
В компании Menocom, в свою очередь, отмечают, что клиенты из-за недостатка в средствах не могут сразу расплатиться за работу и откладывают сроки ее принятия.
«Число заказчиков не уменьшилось, но наблюдаются задержки по оплате. Бизнес-клиентам теперь требуется время подкопить деньги. Раньше оплачивали работу сразу. Однако бизнес по-прежнему заинтересован в производстве качественных сайтов», — отмечают в Menocom.
Вместе с тем экономический кризис принес на рынок разработки интернет-ресурсов и положительные тенденции. По словам регионального директора компании HCube Максима Грачева, средний и малый бизнес в последнее время переключается на работу в интернет-магазинах, стремясь таким образом сократить расходы на аренду и зарплаты сотрудников. Соответственно, у IT-компаний растет число заказов на создание и поддержку таких ресурсов.
«Многие предприниматели, особенно малый бизнес, испытывают сложности с объемом продаж. Как следствие, они пытаются сократить свои издержки. Те, кто испытывают проблемы с выплатой аренды или зарплат сотрудникам, начинают уходить в интернет-магазины. Расходы на них крайне малы. Поэтому сейчас идет рост спроса на создание таких ресурсов и на их поддержку», — сказал Максим Грачев.
На продвижении сайта бизнес также экономить не стал. По словам представителя компании «Поисковые технологии» Павла Лихунова, предприниматели начали активно вкладывать средства в электронные витрины, например, продвижение через «Яндекс.Маркет».
Вместе с тем бизнес не спешит отказываться от продвижения сайтов через поисковые системы, хотя этот метод ряд экспертов считают малоэффективным.
«Никто не отказывается от поисковой оптимизации сайта, хотя все понимают, что это самый долгоиграющий и дешевый трафик», — отметил Лихунов.
Как ожидают эксперты, на рынке разработки сайтов следует ожидать ужесточения конкуренции. В условиях кризиса бизнес стал требовательней относиться к результатам работы IT-компаний. В результате свои позиции на рынке в первую очередь сдадут фирмы, не отличавшиеся высоким качеством продукта.
«Если ты делал качественные вещи и крепко стоишь на ногах, то с тобой ничего не произойдет. Если у тебя был раздутый штат и неотлаженные бизнес-процессы, то ты уйдешь с рынка. Однозначно, что количество игроков сократится. В первую очередь непрофессиональных», — считает региональный директор компании HCube.
В целом IT-отрасль оказалась одной из немногих областей предпринимательской деятельности, которая из-за кризиса пострадала меньше всего. Стоимость продуктов компаний, будь это сайты или программное обеспечение, мало зависит от курсовой разницы, а в период девальвации рубля их конкурентоспособность увеличивается. Прибыль таких компаний будет в дальнейшем зависеть от того, насколько быстро они смогут перестроиться под новые потребности клиентов.
Сергей Беляев